Соглашение об инвестициях VS преференции для резидентов СЭЗ
Несоответствие в Налоговом кодексе ущемляет права крупных инвесторов, считают экспертыКак известно, вопросы правовой и налоговой поддержки инвесторов являются одними из наиболее важных вопросов реализации инвестиционной политики государства.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на расширенном заседании правительства 8 февраля 2022 года отметил, что «в прошлом году внедрен новый инструмент поддержки инвесторов – стратегическое инвестиционное соглашение. Определен перечень из 70 потенциальных стратегических соглашений. Однако на сегодня подписано только одно соглашение. В результате не растет объем иностранных инвестиций».
Соглашение об инвестициях, как механизм поддержки инвесторов, было законодательно закреплено c января 2021 года в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан. До введения в действие данной нормы ПК предусматривал возможность использования инвестиционных преференций в зависимости от вида инвестиционного проекта.
Соглашение об инвестициях, наряду с прочими механизмами поддержки инвесторов – такими, как преференции по инвестиционным проектам (в том числе инвестиционному приоритетному проекту) - призвано обеспечить государственную поддержку деятельности инвестора посредством предоставления инвестиционных преференций, включая налоговые льготы.
В соответствии с Предпринимательским кодексом Соглашением об инвестициях является договор на реализацию инвестиционного проекта, заключаемый между Правительством Республики Казахстан и юридическим лицом, в том числе зарегистрированным в Международном финансовом центре «Астана».
Для заключения Соглашения об инвестициях необходимо осуществить инвестиции в размере не менее 7,5-миллионнократного размера месячного расчетного показателя (по курсу Национального банка на 30 мая 2022 года это эквивалентно 55 млн долларов США).
Соглашения об инвестициях заключаются для реализации инвестиционных проектов, соответствующих перечню видов деятельности, утверждаемому Правительством Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 14 января 2016 года № 13).
К таким видам
деятельности в настоящее время отнесены:
- животноводство;
- переработка и консервирование мяса и производство мясной продукции;
- производство сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники;
- производство фармацевтических препаратов и медицинских материалов.
Соглашением об инвестициях определяются виды инвестиционных преференций, условия и порядок их предоставления.
Положения Соглашения об инвестициях сохраняют свое действие в течение двадцати пяти лет со дня его заключения в случае изменения законодательства Республики Казахстан, за исключением случаев внесения изменений в Соглашение об инвестициях по соглашению сторон.
При этом в Налоговом кодексе Республики Казахстан предусмотрены условия для применения Соглашения об инвестициях.
Так, применять налоговые льготы по Соглашению
об инвестициях вправе юридическое лицо, которое:
1) заключает
соглашение об инвестициях, предусматривающее налоговые преференции;
2) реализует инвестиционный
проект, соответствующий определенному перечню видов деятельности (см. выше);
3) не
является недропользователем и производит подакцизные товары;
4) не
применяет специальные налоговые режимы.
В соответствии с Налоговым
кодексом Соглашение об инвестициях может предусматривать следующие налоговые преференции
для инвестора:
1)
уменьшение корпоративного подоходного налога (КПН) на 100%;
2)
применение коэффициента 0 при исчислении земельного налога;
3)
применение ставки 0 процента при исчислении налога на имущество;
4)
освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) при осуществлении
деятельности на территории специальной экономической зоны;
5)
уменьшение прочих налоговых обязательств.
Предельный срок применения льгот по КПН и по земельному налогу в рамках соглашения об инвестициях составляет 10 последовательных лет.
Предельный срок применения льгот по налогу на имущество в рамках Соглашения об инвестициях составляет 8 последовательных лет.
В данной связи определенные вопросы вызывают следующие положения в части инвестиционных налоговых преференций по Соглашению об инвестициях.
В частности, возникает вопрос: каким образом следует применять инвестиционные налоговые преференции в случае, если лицо, заключившее Соглашение об инвестициях, одновременно является участником специальной экономической зоны?
Так, согласно Налоговому кодексу, организации, осуществляющие деятельность на территориях специальных экономических зон (СЭЗ), при определении суммы КПН, земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками, уменьшают суммы налога или платы на 100%.
В свою очередь, Налоговым кодексом предусмотрено, что компания, осуществляющая деятельность на территории СЭЗ, при определении суммы КПН уменьшает данную сумму КПН на 100% по доходам от осуществления приоритетных видов деятельности в СЭЗ.
Учитывая тот факт, что в соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года «О специальных экономических и индустриальных зонах» СЭЗ создается на срок до 25 лет, и само Соглашение об инвестициях действует до 25 лет, было бы логичным законодательно закрепить, чтобы налоговые преференции применялись в течение данного срока.
Однако Налоговый кодекс устанавливает, что лицо, заключившее соглашение об инвестициях, не вправе применять другие положения Налогового кодекса, предусматривающие уменьшение корпоративного подоходного налога, применение пониженных ставок и коэффициентов при исчислении налога на имущество и земельного налога.
Такой подход законодателя представляется необоснованным и ущемляющим права крупных инвесторов, заключивших Соглашение об инвестициях.
Получается интересная ситуация, при которой в случае, если инвестор заключил Соглашение об инвестициях и одновременно является участником СЭЗ, то он не вправе применять налоговые преференции на протяжении всего срока действия СЭЗ, то есть в течение 25 лет.
Как указано выше, предельный срок применения налоговых льгот по Соглашению об инвестициях ограничен 10 годами, несмотря на то, что такой инвестор является полноценным участником СЭЗ и должен претендовать на предоставление налоговых преференций на протяжении всего срока действия СЭЗ, то есть в течение 25 лет.
В результате крупный инвестор, заключивший Соглашение об инвестициях, и одновременно являющийся участником СЭЗ, ставится в заведомо невыгодное положение по сравнению с другими участниками СЭЗ, которые вправе применять налоговые преференции на протяжении всего срока действия СЭЗ (то есть 25 лет).
Особенно важно устранить данное несоответствие в Налоговом кодексе для инвесторов в сфере агропромышленного комплекса.
Аналогичные вопросы возникают и по налогу на добавленную стоимость (НДС) при производстве сельскохозяйственной техники на территории СЭЗ.
Как указано выше, производство сельскохозяйственной техники отнесено к приоритетным видам деятельности для реализации инвестиционных проектов.
Согласно нормам Налогового кодекса, применительно к производителям сельскохозяйственной техники освобождение от НДС применимо в случае, если сырье и материалы в составе сельскохозяйственной техники, а также их компоненты, помещены под таможенную процедуру свободного склада юридическим лицом в рамках заключенного специального инвестиционного контракта (при условии наличия соглашения о промышленной сборке сельскохозяйственной техники с уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности).
Однако (в отличие от свободного склада и промышленной сборки сельскохозяйственной техники) такое освобождение от НДС оборотов по реализации сельскохозяйственной техники, произведенной на территории СЭЗ, вышеуказанными нормами НК не предусмотрено.
В результате получается, что освобождение от НДС применимо (помимо прочего) только к так называемому «отверточному» производству.
Вместе с тем, если продукция подвергнута полному циклу производства (полноценное производство) на территории СЭЗ, то освобождение от НДС неприменимо к реализации такой продукции с территории СЭЗ на остальную территорию Республики Казахстан.
В этой связи необходимо восполнить данный пробел в Налоговом кодексе и предусмотреть освобождение от НДС реализации сельскохозяйственной и прочей продукции, производимой на территории СЭЗ.
Такой подход позволит стимулировать инвестиции в полный цикл производства сельскохозяйственной техники и одновременно повлечет удешевление такой техники для казахстанских фермеров, приобретающих сельскохозяйственную технику, полностью производимую на территории СЭЗ.
В конечном счете это позволит повысить производительность и удешевить продукцию агропромышленного комплекса в целом, что положительно отразится на темпах роста сельскохозяйственного сектора страны.
Авторы: Курмангазы Талжанов, управляющий партнер международной
юридической фирмы «Integrites Kazakhstan»
Галымбек Керейбаев, советник международной
юридической фирмы «Integrites Kazakhstan»