Почему казахстанцы вместо теплицы решили строить креветочную ферму
Один из основателей фермы Krevetka.kz Данил Цаплин рассказал об этапах открытия аквафермыВ
2014 году три друга решили попробовать построить нестандартный для Казахстана
бизнес – ферму по выращиванию креветок. По сути, им удалось создать «морской
уголок» в степи. Впрочем, как отмечает один из основателей фермы Krevetka.kz Данил Цаплин, далеко не все креветки, которые можно
встретить на полках магазинов, в мире выращиваются в природных условиях –
Индийском, Тихом океанах или на Черном море. «Около 80-82% морепродуктов, которые мы видим в
магазинах по всему миру, тем более креветки, содержались именно в аквафермах»,
- подчеркивает предприниматель. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Данил рассказал, сколько было инвестировано в бизнес, а также об особенностях содержания креветок.
Поиск ниши для бизнеса
За последние 25 лет Данил Цаплин со своими друзьями попробовал более 20 разных бизнесов: от продажи пива до майнинга криптовалюты.
«Какие-то виды бизнеса мы закрывали сразу, когда понимали, что они не генерируют достаточный объем доходов или были попросту неинтересны нам. Сейчас же у нас в портфеле несколько разных проектов, есть также представительства в России, других странах. Но основной наш бизнес, которым мы занимаемся более 20 лет – реализация промышленного оборудования. В 2014 году также искали новые ниши для открытия дела. В тот год рубль опустился с 6 до 3 тенге, кто-то из казахстанцев отправился покупать авто в России, кто побогаче – квартиры в Москве. Мы же решили приобрести участок в Алматинской области, тогда еще не знали, что с ним делать», - рассказывает Данил Цаплин.
На тот момент, подчеркивает собеседник, у него был бизнес в Нидерландах, и чтобы решить определенные деловые вопросы, он отправился в эту страну.
«Специалисты из Нидерландов считаются продвинутыми в эффективном использовании земель. Мы поинтересовались у экспертов, каким направлением можно заняться в Казахстане? Первая идея, которую нам предложили реализовать, – строительство теплицы. Подсчитав все расходы, оценив риски и уровень конкуренции, решили не запускать этот проект. И стали изучать интересные проекты, технологии, которые можем перенять за рубежом. Нас познакомили с фермерами, которые в Бельгии выращивают креветок. Мы посетили акваферму, заинтересовались этим направлением. И уже тогда понимали, что креветки среди морепродуктов достаточно популярны в Казахстане. А тем более так называемые в народе королевские креветки, вида vinnamei. Их мы и решили выращивать», - отмечает Данил Цаплин.
Пандемия и ослабление тенге подорвали планы
Строительство фермы стартовало в начале 2015 года, но оно затянулось почти на 5 лет. Это было связано с резким изменением курса тенге. Именно в августе 2015 года тенге отпустили в свободное плаванье, и доллар за ночь подскочил со 180 до 255 тенге. Из-за этой новости строительство фермы задержалось на год.
«Пострадал основной бизнес, за счет которого мы преимущественно финансировали наш проект. Мы готовы были запустить оснащенную оборудованием ферму еще в феврале 2020 года. Но грянул коронавирус, были приостановлены, отменены рейсы в Таиланд, другие страны. И мы не смогли приобрести мальков и привезти иностранных специалистов. В целом же в строительство фермы, покупку мальков было вложено несколько миллионов долларов. Из-за постепенного ослабления тенге стоимость нашего проекта выросла в 4 раза от первоначальной оценочной стоимости проекта»,- поделился Данил Цаплин.
Над строительством креветочной фермы работали специалисты из Нидерланд. «А вот технолога мы привлекли из Индии, он не только налаживает технологические процессы на ферме, но и обучает наших казахстанских работников», - уточнил предприниматель.
Особенности логистики мальков
Мальки креветок для фермы приобретаются в Таиланде. «В мире не так много ферм, которые занимаются именно разведением малька. Мы проанализировали рынок и решили, что креветки, выращенные в Таиланде, по качеству более оптимальны. К тому же с позиции логистики Таиланд для нас более удобный регион по времени доставки. Поставка мальков, например, из США была бы для нас нерациональной», - отмечает Данил Цаплин.
Ежемесячно ферма приобретает порядка 250 тыс. мальков, процесс разведения креветок пока не налажен. «На практике около 15% мальков по разным причинам может погибнуть. Это норма. У нас же процент смертности заметно ниже – не превышает 5%», - подчеркивают на ферме.
По словам предпринимателя, чтобы доставить мальков в Алматы, есть всего 10 часов. Именно в течение этого времени мальки чувствуют себя комфортно в несвойственной им среде.
«Затем могут возникнуть сложности с адаптацией в бассейне, где мы их выращиваем. А так как рейс из Таиланда занимает 6 часов, то у нас остается всего 4 часа: два часа на загрузку в самолет в Таиланде и столько же на доставку до фермы», - рассказывает Данил Цаплин.
Первая партия мальков на ферму поступила в ноябре 2021 года. «Мы хотели понять, как они адаптируются в новых условиях. А вот в начале мая 2022 года у нас выросла первая партия креветок, тогда же мы их стали реализовывать. Производительность нашей фермы составляет 45 тонн креветок в год – около 4 тонн креветок в месяц. Но мы в мае вырастили пока лишь 1 тонну. В июне планируем выловить уже 1,5 тонны креветок, в июле – 2 тонны. В ноябре, думаю, выйдем на плановую производительность – около 4 тонн», - отмечает основатель фермы.
Как выращивается креветка?
Чтобы
вырастить креветок вне океанов, им нужно создать специальную экосреду. А это
не так-то просто. «Чтобы построить акваферму для выращивания креветок
где-нибудь в Индии или Таиланде, достаточно выкопать пруд, сделать арык,
который соединял бы пруд с океаном - и
все. Больше каких-то специфических технологий не нужно. Тем более там уже
создан специальный микроклимат», - говорит Данил Цаплин.
А вот построить креветочную ферму практически в степи, где нет доступа к морю или океану, задача не из легких. Чтобы создать необходимую экосистему для креветок, воду нужно «подпитывать» определенными минералами и солью.
«У нас на ферме есть скважина с артезианской водой, ее мы и используем в наших бассейнах, в которых выращиваем креветок. Вода проходит через специальные фильтры очистки. Для того чтобы она стала идентична воде из Индийского океана, нам пришлось импортировать две фуры морской соли», - рассказывает собеседник.
Вода в бассейнах постоянно подогревается. «Креветкам очень важна температура воды. Она должна поддерживаться на уровне +28, +30 градусов. В бассейнах установлены специальные датчики, которые контролируют температуру воды. Температура регулируется автоматически», - отмечает Данил Цаплин.
Под бассейны для креветок выделено 2 тыс. кв метров. Всего их 16, в каждом по 70 кубов воды. «Кроме того, есть отдельные специальные емкости, в которых выращиваются мальки», - рассказывает предприниматель.
Затраты на корм, который полностью импортируется, занимают около 60% от себестоимости креветки. «Мы привозим корм из Франции, Турции, Ирана, Китая, Таиланда. Не используем при кормлении креветок, мальков гормоны роста, стероиды или другую химию – для нас это принципиально. Хотя мы были на многих креветочных фермах, в том числе в Юго-Восточной Азии, и там для активизации роста креветок используются гормоны. В итоге вместо 4-5 месяцев, как у нас на ферме, креветка растет в течение двух месяцев», - подчеркивает Данил Цаплин.
Есть ли разница во вкусах?
Несмотря на то что на ферме выращивается один вид креветок, королевские, к моменту продажи они достигают разных размеров. Это связано с тем, подчеркивает Данил, что у каждой из них разный аппетит. «Чтобы удовлетворять спрос на креветки разного размера, мы условно разделили их на 4 стандартных вида. Самые маленькие весят 18-20 грамм, побольше 22-25 грамм, далее следуют креветки весом 28-32 грамма и самые большие: 35-50 грамм», - уточняет Данил Цаплин.
В настоящее время ферма реализует креветки ресторанам - на них приходится 50% всех поставок. «Также мы продаем их частным лицам. У ресторанов наибольшим спросом пользуются креветки последних двух групп, то есть средние и крупные. Это связано с тем, что шеф-повара могут готовить как порционные блюда, используя креветки за основу, так и салаты с небольшими особями. У частных лиц более востребованы маленькие креветки. Думаю, это связано с более низкой ценой на них. Также мы постепенно налаживаем работу с розничными сетями, интернет-магазинами», - отмечает предприниматель.
Процесс фасовки креветок для продажи в вакуумной упаковке
В начале сотрудничества, рассказывает собеседник, у рестораторов были сомнения в том, что вкус креветок, выращенных в Казахстане, не будет соответствовать их ожиданиям.
«Чтобы у них не было таких опасений, мы бесплатно предоставили им на пробу нашу продукцию и получили от шеф-поваров положительные отзывы. Теперь им не нужно размораживать креветки после покупки в вакуумной упаковке», - делится Данил Цаплин.
Он подчеркивает, что креветки одного вида, которые обитают в Индийском океане, и, например, в северных водах Тихого океана, будут отличаться по вкусу.
«Но креветки, которые выращиваются у нас на ферме, по вкусовым качествам не уступают тем, которые были выловлены в Индийском океане. Ведь они питаются качественным кормом, с минералами. Поверьте мне, я пробовал креветки в разных странах мира. Снова обращу ваше внимание, что на казахстанском рынке нет креветок, которые были выловлены в океане», - подчеркивает предприниматель.
На полках супермаркетов, по словам собеседника, в основном представлены креветки из Китая, Индии, Шри-Ланки, Таиланда. «Также небольшая доля креветок импортируется из Норвегии, Аргентины», - отмечает Данил Цаплин.
Он подчеркивает, что на казахстанском рынке оптовая стоимость самых маленьких импортных замороженных креветок весом 18-20 грамм составляет от 5500 до 6 500 тенге за килограмм. Ферма продает свежие креветки такого размера розничным клиентам за 8 тыс. тенге, ресторанам за 6 тыс. тенге за килограмм. «Но в упаковке креветок, которые продают в магазинах, может быть около 40-50% льда. Мы же используем вакуумную упаковку, без льда, шоковую заморозку креветок, где нет слоя льда», - подчеркивает предприниматель.
Мидии и крабы смогут расти вместе с креветками
В планах основателей фермы построить еще одну креветочную ферму на том же участке, где находится первая.
«Ее производительность планируется увеличить почти в три раза по сравнению с нашей первой креветочной фермой. Как я говорил ранее, на первой ферме производительность составляет 45 тонн креветок в год. Предполагаем, что на второй ферме этот показатель достигнет 120-130 тонн креветок в год. Начать ее строительство планируем в начале 2023 года, запустить в 2024 году. За счет запуска второй фермы у нас появится возможность экспортировать креветки в регионы, уже поступают запросы от них. Также планируем с вводом второго завода наладить экспорт нашей продукции в Россию и страны Центральной Азии. У нас уже есть заявки на поставку нашей продукции из Кыргызстана, Узбекистана и России», - отмечает Данил Цаплин.
Также в планах основателей фермы, - освоить не только выращивание, но и разведение малька. «Этот этап достаточно трудоемкий и технологически сложный, поэтому пока не могу назвать точных сроков реализации этого проекта», - подчеркивает предприниматель.
«В
бассейнах с креветками без их модернизации также можно выращивать мидий и
тепловодных крабов. Потому что биофлоки, которые выделяют креветки – это питательная среда для
них. Предполагаю, что в начале 2023 года мы будем пробовать выращивать мидий и
тепловодных крабов», - уточнил собеседник.