Более 40% грузоперевозчиков столкнулись со снижением числа заказов - опрос
За последние два месяца на казахстанский рынок вышло больше десяти крупных перевозчиков из России и Беларуси, рассказала экспертПо данным опроса, проведенного «Биржей грузоперевозок ATI.SU» в середине мая 2022 года, появление на казахстанском рынке российских и белорусских перевозчиков привело к росту конкуренции и падению ставок, что, в свою очередь, резко снизило рентабельность перевозок. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала директор казахстанского представительства биржи Рената Зобова.
Более 40% компаний, работающих на рынке автомобильных грузоперевозок Казахстана, столкнулись со снижением количества заказов и падением ставок, что, по их оценке, поставило их практически на грань банкротства. Четверть опрошенных заметили снижение рентабельности грузоперевозок, но настроены более оптимистично. Они считают, что падение не критично и его можно пережить. Около 20% компаний отметили, что им трудно конкурировать с российскими перевозчиками из-за устаревшего автопарка. Выходом из ситуации, по их мнению, могут стать меры государственной поддержки.
Еще 14% компаний не видят серьезных изменений на рынке и продолжают работать как прежде. Количество заказов и рентабельность бизнеса у них не изменились. 6% перевозчиков ощутили усиление конкуренции, но отметили, что оно компенсируется ростом спроса на перевозки внутри страны и за рубеж. Однако 1% компаний признались, что снижение ставок и количества заказов привело к остановке бизнеса.
«За последние два месяца на казахстанский рынок вышло больше десяти довольно крупных перевозчиков из России и Беларуси, — отмечает Рената Зобова. — Сначала казалось, что рост спроса на перевозки через Казахстан, в частности, по направлению Китай-Европа, наоборот, благоприятно скажется на бизнесе локальных перевозчиков. Однако компании из России и Беларуси, столкнувшиеся с ограничениями из-за санкций, выбрали для себя путь релокации на соседние рынки — чтобы сохранить заказы и возможность работать с западными странами. И в этой борьбе за рынок казахстанским компаниям приходится сложно: часто их автопарк по качеству и количеству уступает конкурентам из других стран. Кроме этого, у российских компаний более высокий уровень автоматизации логистических процессов, они активнее используют в своей работе цифровые сервисы. Это тоже дает им конкурентное преимущество».
По мнению Ренаты Зобовой, выходом из ситуации для казахстанских перевозчиков может быть поддержка от государства, например, в виде снижения утилизационного сбора. Еще один способ повысить свою конкурентоспособность — перевод компаний на цифровые рельсы, в первую очередь — автоматизация базовых процессов и использование цифровых сервисов для работы с заказчиками и партнерами.