Как лучше наладить взаимодействие бизнеса и государства?
Владелец и глава совета директоров холдинга Raimbek Group Раимбек Баталов о посылах президента бизнесу, налогах и развитии МСБПо мнению главы холдинга Raimbek Group Раимбека Баталова, встреча президента с крупными предпринимателями была своевременной. Он поддерживает инициативу Касым-Жомарта Токаева по налаживанию более тесной работы бизнеса и государства. Важно пересмотреть и всю существующую систему площадок, через которые взаимодействуют эти субъекты. Причем не только на уровне президента, но и на уровне правительства, министерств и акиматов, считает предприниматель. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Раимбек Баталов также прокомментировал и другие инициативы, которые прозвучали на встрече президента Касым-Жомарта Токаева с бизнесменами.
- Раимбек Анварович, вы присутствовали на встрече Касым-Жомарта Токаева с крупными предпринимателями. Какие инициативы президента вам понравились и показались более эффективными?
- Предприниматели фактически около двух пандемийных лет лично не встречались с президентом, чтобы обсудить текущую ситуацию и вектор развития страны. А после январских событий у многих произошло какое-то переосмысление, и конечно, у бизнеса возникло очень много вопросов: как будут меняться посылы, как они будут реализовываться. Во-первых, прошедшая встреча с главой государства была очень важной и своевременной. Во-вторых, президент обозначил конкретные цели, которых мы будем стремиться достичь.
Первая цель, которая была обозначена по развитию новой экономической политики – диверсификация экономики. Ведь несмотря на то, что мы последние 20 лет поднимаем эту тему, к сожалению, той диверсификации, к которой стремились, мы так и не достигли. Это не говорит о том, что у нас нет никаких достижений в данном направлении, они есть. Но, тем не менее, большинство целей госпрограмм, которые были поставлены, мы не реализовали.
Приведу конкретный пример: наша компания как производила соки из импортных томатов, яблок, так и продолжает это делать. Хотя мы готовы использовать местное сырье, но его нет на рынке в нужном нам объеме и качестве. И таких примеров множество.
Второй тезис нового курса заключается в том, что должно быть налажено эффективное взаимодействие бизнеса и государства. У нас есть площадки, через которые бизнес может доносить свои инициативы, например НПП «Атамекен». Но мы понимаем, что не всегда такие площадки отражают интересы всего бизнеса.
На практике мы видим, что НПП «Атамекен» не может представлять интересы всех предпринимателей: микро, малого, среднего и крупного бизнеса. Об этом я могу сказать уверенно, как человек, который был у истоков создания НПП и около 8 лет возглавлял Комитет развития МСБ. На тот момент мы постоянно сталкивались с конфликтом интересов МСБ и крупного бизнеса при решении каких-то вопросов. И таких кейсов у нас было несколько сотен.
Поэтому, думаю, что, несмотря на ту огромную работу, которую провела НПП «Атамекен», ее направление деятельности нужно откорректировать. Она может сконцентрироваться на работе с крупным бизнесом, а Форум предпринимателей, например, на микро, малом и среднем. К тому же у крупных компаний всегда больше ресурсов, чем у МСБ, чтобы лоббировать свои интересы, а должен быть баланс. Также нам нужно развивать отраслевые ассоциации, в том числе региональные.
Очень важно пересмотреть в целом всю существующую систему площадок, через которые взаимодействуют бизнес-сообщество и государство. Причем не только на уровне президента, но и на уровне правительства, министерств и акиматов.
Еще один момент, на который хочу обратить внимание - со стороны госорганов обычно происходят «ритуальные танцы». Объясню: зачастую после того, как госорганы формально согласовывают с НПП какое-то решение, де-факто они принимают другое решение. Поэтому для нас очень важно, чтобы госаппарат нес ответственность за принятые решения, как и бизнес. И, как сказал президент, они должны приниматься максимально прозрачно. Мы же, как предприниматели, готовы помочь в этом, можем поделиться опытом и знаниями для подготовки программ, мер, направленных на диверсификацию экономики.
- Также на встрече была затронута тема налогообложения…
- Верно, Касым-Жомарт Токаев упомянул, что налоговая нагрузка предприятий РК низкая по сравнению с другими странами. И получается, чтобы сделать выводы, мы должны понимать, какую налоговую нагрузку несет каждая отрасль, то есть каков ее коэффициент налоговой нагрузки. К сожалению, тут у нас отсутствует прозрачность, а эти цифры должны быть открытыми, и за достоверность таких данных должен кто-то отвечать.
Также под сомнение можно поставить эффективность многих принятых ранее госпрограмм. Поэтому считаю, что должны быть ответственные за написание и реализацию таких программ. У нас ни один министр, ни один инициатор госпрограммы не понес ответственности за то, была ли она реализована в полной мере или нет. Считаю, что все госпрограммы должны быть нацелены, во-первых, на результат, во-вторых – нужно постоянно проверять, как они реализуются.
Объясню, чтобы в режиме реального времени отслеживать реализацию той или иной программы и ситуацию в экономике, отрасли, регионе, необходимо определить реальные ключевые рыночные показатели. То есть мы должны четко понимать, например, какие целевые показатели необходимо достичь в плодоовощном направлении в 2022, 2023, 2024 годах, и так далее, с разбивкой на регионы, и какие для этого нужны ресурсы.
И мониторить реализацию таких программ надо не к концу их завершения, а каждые полгода. Это поможет отслеживать динамику их целевых показателей и при необходимости даст возможность более оперативно принимать решения по изменению вектора программ.
- В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев также затронул вопрос «кардинального реформирования» ФНБ «Самрук-Казына». Он обозначил, что если глава фонда не справится с задачей реформирования, он «уйдет в небытие, а вместе с ним и сам фонд». Вскоре в фонде заявили о сокращении в два раза своего штата, зарубежных представительств. Как вы считаете, есть ли вообще в этом фонде необходимость?
- Думаю, что для эффективного корпоративного управления такой фонд нужен. Но, подчеркну, что тут важен именно вопрос целеполагания – чем будет заниматься фонд. Если он будет заниматься улучшением корпоративного управления квазигосударственного сектора, то, безусловно, фонд нужен. Но вот нужны ли все его «дочки», сказать не могу - этот вопрос не в моей компетенции.
- Еще президент обозначил, что в госзакупках «упор делается исключительно на ценовой параметр, отодвигается на второй план качество закупаемых товаров и услуг»...
- Да, механизм госзакуок тоже нужно корректировать, причем давно. Всем известно, что десятки тысяч договоров были заключены с некомпетентными ТОО, которые предложили более низкую цену на госзакупках. Данную проблему давно пытаются решить, но это выглядит как имитация бурной деятельности. Важно, чтобы мы все-таки переходили на те рельсы, которые обозначил президент. К сожалению, у нас был опыт, когда руководством страны декларировались очень правильные инициативы, но их не всегда грамотно реализовывали, или делали это не в полной мере. Поэтому очень важно, чтобы президент имел единомышленников как со стороны госаппарата, так и со стороны предпринимателей.
- На встрече с крупным бизнесом президент сказал, что в Казахстане стоит переформатировать систему образования. По его словам, ее необходимо поставить «на технические рельсы». «Программу «Болашак» мы переориентируем и будем направлять наших молодых людей на учебу, в том числе в Россию, а может быть, и в первую очередь в Россию, в известные технические вузы». Как вы оцениваете эту инициативу?
- Это хорошая инициатива. Мы в своей деятельности также ощутили, что в Казахстане огромный дефицит технарей. Нашей группе компаний даже пришлось привлечь часть технических специалистов из-за рубежа.
- Президент предложил создать Совет отечественных предпринимателей. С его помощью бизнес, по словам Токаева, напрямую сможет донести мысли и идеи и снизить кулуарность принимаемых решений. Нужен ли такой совет?
- Думаю, что он необходим, если меня пригласят стать его членом, то я с удовольствием соглашусь.
- В своем выступлении глава государства снова напомнил, что разрыв между богатыми и бедными достиг недопустимого уровня. Как вы считаете, через какие механизмы можно постепенно решать эту проблему?
- Я глубоко убежден в том, что в первой волне мирных январских митингов участвовали казахстанцы, недовольные своей жизнью. И думаю, что эти люди либо работают в компаниях малого и среднего бизнеса или самозанятые, имеющие небольшой доход. Поэтому считаю, что мы в Казахстане сильно заигрались в популизме МСБ, у нас все-еще нет эффективных госпрограмм для таких предпринимателей и ответственных за их реализацию. Согласно данным Бюро национальной статистики, из 1,7 млн действующих предприятий 1,5 млн приходится на компании МСБ. А из 8,8 млн официально занятых казахстанцев только 3,4 млн задействовано в МСБ. Это также официальные данные Бюро, они, мягко говоря, не совсем корректны.
Объясню, на самом деле в секторе МСБ работает гораздо больше людей, но многие из них официально не трудоустроены. Достаточно проверить любое кафе, производственный цех, и это мое предположение подтвердится. По моим оценкам, вместо 3,4 млн официально занятых в МСБ де-факто в нем задействовано как минимум около 6 млн человек. Таким образом, можно сказать, что несмотря на то что о поддержке МСБ говорят на различных уровнях власти, заметно ситуация не улучшается. Сейчас развитием бизнеса занимаются небольшие управления предпринимательства акиматов областей, городов. Если вникнуть в их цели, задачи и процессы – они очень устарели. В министерстве национальной экономики такое управление обычно состоит из 15-17 сотрудников, их средняя зарплата составляет 120 тыс. тенге или немного больше. Понятно, что такое положение дел необходимо менять.
Но, знаете, мы в фонде Даму постепенно начинаем переориентировать его работу на микро, малый и средний бизнес. С недавних пор я работаю там независимым директором. У нас есть программа, по которой предприниматели могут получить заем под 6% на сумму до 5 млн тенге. Средний же чек наших кредитных программ для МСБ очень высокий – 100 млн тенге и выше. Понятно, что такие займы не берет микро и малый бизнес. Так вот, мы переориентировали часть программы ДКБ-2025 на маленький чек, и сейчас принимается стратегия Даму с фокусом на микро, малый и средний бизнес.
- Как вы оцениваете инициативу по созданию фонда «Қазақстан халқына»?
- В целом это хорошая инициатива. Мне импонирует состав попечительского совета фонда. Например, в него вошли детский омбудсман Аружан Саин, экономист Ораз Жандосов. Фонд же возглавил уважаемый мной Болат Жамишев – я доверяю всем этим людям.
Думаю, что для предпринимателей, как озвучивалось ранее, вложения в фонд должны быть на добровольной основе. Все-таки главная и основная задача любого бизнеса - в полном размере оплачивать налоги и создавать рабочие места. К тому же многие предприниматели уже реализуют какие-то соцпроекты, работают с социальными фондами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.