Тимур Жаксылыков: Государство пересмотрит стратегию поддержки бизнеса
Нельзя просто закачивать деньги в бизнес, не создавая условий для его долгосрочного развитияПравительство намерено изменить концептуальные подходы к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане. Недавно министерство национальной экономики представило на публичное обсуждение проект Концепции по развитию малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Предлагаемые меры вызвали широкое обсуждение и определенную долю критики. Как должны работать новые механизмы, и к каким результатам они приведут, в интервью рассказал первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков.
- Тимур Мекешевич, министерство национальной экономики недавно опубликовало проект Концепции по развитию малого и среднего предпринимательства до 2030 года. И сразу же у экспертного сообщества стали возникать вопросы. Что пошло не так?
- Напротив, всё идет именно так, как и должно быть. Мы представили проект концепции для публичного обсуждения, разместили его на платформе «Открытые НПА». Конечно, мы не ожидали, что все будут говорить только «ах, какие вы молодцы». Публичное обсуждение необходимо, чтобы увидеть критику, замечания, еще раз подумать, переосмыслить, подискутировать с критикующими, возможно - увидеть «слабые места» в документе. Говорят, «в споре рождается истина». Так что мы, наоборот, очень рады, что вокруг проекта развернулась настолько широкая дискуссия и очень благодарны нашим критикам. Министерство всегда открыто к диалогу, и мы приглашаем всех заинтересованных специалистов принять участие в обсуждении.
- А вы согласны с мнением, что представлена «сырая» концепция, да еще и оторванная от Национального плана?
- Нет, с этим мнением я не согласен. Но, думаю, концепция многих удивила. Мы действительно сделали очень детальный и глубокий анализ государственной политики по развитию бизнеса в целом, что очень подробно расписано в первой части документа. И те выводы, которые нами сделаны, многие не привыкли слышать от чиновников. Какие это выводы? По результатам анализа были отмечены системные проблемы государственной политики по развитию МСП и бизнеса в целом (проблемы налогового администрирования, человеческого капитала, судебной системы, административной нагрузки и прочее). Действующий сегодня механизм развития предпринимательства демонстрирует положительную динамику, но - в количественных показателях. Нам же нужны качественные улучшения показателей МСП по влиянию на диверсификацию экономики, созданию качественных рабочих мест, реализации экспортного потенциала, обеспечению устойчивости экономического роста. Это основа - чем больше в стране крепко стоящих на ногах разных средних бизнесов, тем прочнее и устойчивее к различным кризисам экономика.
Почему так произошло? Можно долго сейчас об этом говорить, но главное, я считаю, выявить ключевые причины и работать над их устранением. Мы выделили три главных блока проблем. Первый - действующие институциональные условия (налоги, административная нагрузка, защита собственности и суды, прочее) не способствуют росту и выходу МСП из тени. Второй - в программах не учитываются человеческий капитал и ценности, необходимые для предпринимательства. И третий - среди государственных интервенций преобладают финансовые меры, а не менее эффективным нефинансовым мерам уделяется недостаточное внимание. На решении этих трёх комплексов проблем мы сосредоточимся.
- То есть вы предлагаете уходить от финансовых мер поддержки и переходить к нефинансовым?
- Мы считаем, что должна быть комбинация разных мер. Но, конечно же, мы предполагаем не только прямое финансирование. Нельзя просто, грубо говоря, закачивать деньги в бизнес, не создавая условий для его долгосрочного развития. В проекте концепции отмечается: «Распределение средств республиканского бюджета между группами государственных мер стимулирования развития МСП будет направлено на повышение доступности нефинансовых и инфраструктурных мер для широкого круга предпринимателей, независимо от географии их деятельности. В структуре общего бюджета, выделяемого на развитие МСП, доля нефинансовых мер будет составлять не менее 30%, инфраструктурных мер – не менее 20%. Доля финансовых мер в общем бюджете государственных мер стимулирования развития МСП составит до 50%».
- Но прямое финансирование по-прежнему останется? Это ведь тоже один из тех аспектов, за который сегодня критикуют правительство - отдельные виды бизнеса фактически существуют за счет мер поддержки, не развиваясь сами и не давая шансов встать на ноги другим.
- Такая проблема действительно есть. Можно по-разному относиться к действиям государства. Но в те периоды, когда бизнес просил помощи, просил помочь с финансированием, с удешевлением ставок - государство откликалось на эти просьбы.
Главная задача, если хотите, миссия государства в развитии предпринимательства и МСП – создать социальную группу, наиболее заинтересованную в реформах, подотчетном и прозрачном правительстве. Ядром этой социальной группы могут и должны стать независимые, конкурентоспособные и успешные предприниматели из состава малого и среднего бизнеса. Отечественная буржуазия, формируемая успешными предпринимателями, и хорошо оплачиваемые наемные сотрудники, работающие в конкурентоспособных средних компаниях, и являются основной движущей силой в развитии страны и базой для формирования среднего класса. И в проекте концепции мы закрепляем принцип, который гласит, что эффективная государственная политика по развитию МСП находится на стыке взаимных интересов государства и конкурентоспособных МСП. То есть на уровне концептуального документа государство признает, что предпринимательское сообщество ожидает не столько различных финансовых и фискальных поблажек, сколько «прозрачных и стабильных правил игры, основанных на честной конкуренции, равенстве возможностей, защите частной собственности, взаимном доверии и поощрении эффективности».
- Как на этих постулатах будет выстраиваться государственная поддержка? Какими будут основные механизмы?
- Нами предлагаются такие принципы, как свобода предпринимательства и конкуренции. Что это значит? Государственный аппарат не должен создавать своим действием или бездействием формальных и неформальных препятствий предпринимателям вести предпринимательскую деятельность в той сфере или отрасли, на том рынке товаров, работ и услуг и в том регионе, которые они определили в условиях свободы выбора. Государственный аппарат и квазигосударственные организации не должны создавать своим действием или бездействием формальных и неформальных препятствий для честной и открытой конкуренции субъектам частного предпринимательства.
Принцип индивидуальной ответственности предполагает, что в условиях свободы предпринимательства и честной и открытой конкуренции предприниматели должны нести ответственность за последствия принимаемых решений о характере, масштабах и условиях ведения своей деятельности. В случае принятия предпринимателями ошибочных решений государство не должно вмешиваться своими интервенциями в их предпринимательскую деятельность с намерением улучшения их финансового состояния.
Принцип преобладания качества результата над количеством. При принятии решений, влияющих на условия ведения предпринимательской деятельности, включая фискальные стимулы и фискальную нагрузку, государственный аппарат должен приоритезировать решения, способствующие прежде всего качественному развитию предпринимательской среды.
Закрепляется принцип зависимости фискальных стимулов от фискальной добропорядочности. Он означает, что с целью транслирования в предпринимательскую среду правильных сигналов государство должно приоритезировать и поощрять тех предпринимателей, которые ведут бизнес на условиях честности, открытости, добросовестности и безопасности, способствуя тем самым общественному развитию в целом. Поэтому распределение любых прямых интервенций, финансируемых из бюджета, должно в обязательном порядке учитывать степень фискальной добропорядочности предпринимателей (то есть, чем выше уровень платежей в бюджет, тем выше максимальный порог объема прямых интервенций из бюджета).
При этом на уровне подходов в концепции обозначены ожидания государства от каждой группы МСП. Так, вовлечение в микробизнес будет первым шагом включения трудоспособного населения в предпринимательскую активность. Как показывает казахстанский и международный опыт, на этом этапе наибольшую роль играют простота и удобство ведения предпринимательской деятельности, в том числе преимущества перехода из неформального в формальный сектор. Основной целевой группой в данной когорте будут добровольные предприниматели, нацеленные на развитие и последующий рост. Эффективность государственной политики в отношении этой группы будет измеряться снижением выплачиваемых объемов адресной социальной помощи трудоспособному населению, ростом и стабильностью уплаты платежей в ЕНПФ и ФСМС.
Развивающийся малый бизнес должен стать основным источником создания качественных рабочих мест в функциональных городских районах и смягчить проблему их дефицита. В фокусе государственной политики будут находиться устойчиво быстрорастущие малые предприятия в торгуемых секторах экономики, способные увеличить присутствие на внутреннем и/или внешнем рынках. Эффективность государственной политики в отношении этой группы будет измеряться ростом налоговых выплат и созданием новых рабочих мест.
Средний бизнес поставлен в приоритет государственной политики по развитию МСП. Есть амбициозная цель - более чем в два раза увеличить долю средних компаний в ВВП с 6,2% в 2019 году до 15% в 2025 году. Реализация такого рывка возможна только в случае активного роста существующих средних компаний, находящихся ближе к нижнему пороговому значению по среднегодовым доходам, и стабильного роста малых компаний до соответствия критериям среднего бизнеса. В фокусе государственной политики будут конкурентоспособные в торгуемых секторах малые и средние предприятия с высоким потенциалом роста, экспортирующие и/или имеющие экспортный потенциал. Эффективность государственной политики будет измеряться ростом экспорта в физическом и денежном выражении и технологической сложности реализуемой продукции.
Задачи поставлены очень амбициозные, и работа предстоит большая и серьёзная. Еще раз подчеркну: мы заинтересованы в широком и всестороннем обсуждении. Если у экспертов есть аргументированные возражения по предлагаемым принципам и подходам, конструктивные предложения, то мы готовы к уважительному диалогу и обсуждению. У нас общие задачи по выработке качественной понятной и эффективной для рынка концепции.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.