Atasu Group: из небольшой компании в международного игрока

Основатель и президент группы компаний Atasu Group вспоминает, как покорял рынок

В 1998 году началась история одной из крупнейших транспортно-логистических групп компаний Казахстана - Atasu Group. После развала Советского Союза люди выживали как могли, брались за мало-мальски прибыльное дело. Тогда железнодорожные перевозки, как, впрочем, и во все времена, были весьма привлекательными для заработка. Но начать бизнес в этой сфере, имея капитал в 100 долларов – такая идея казалась слишком амбициозной. Решиться на это Марату Жуману помогли заветы деда – быть верным профессии, довериться железной дороге и ничего не бояться. Удалось ли? Судите сами. Спустя 21 год Марат Жуман встретился на одной площадке с долларовыми миллиардерами со всего мира в конкурсе за звание «Предприниматель года» в Монако.

История одного бизнеса в казахстанской логистике 

Будущий бизнесмен родился 18 сентября 1976 года в поселке Атасу Карагандинской области. В 1994 году он поступил в Алматинский институт инженеров железнодорожного транспорта. Студенческая жизнь началась с общежития и очередного этапа преодоления трудностей. Чтобы не беспокоить родителей просьбами о помощи, Марат Жуман устроился работать грузчиком в багажное отделение станции «Алматы-2», затем на том же вокзале стал работать ночным охранником.  

В 90-е годы сервиса в сфере железнодорожных перевозок как такового не было: отправителям грузов самим приходилось заниматься поиском подходящих вагонов, заключать договоры, брать в аренду железнодорожный тупик. Глядя на ситуацию, Марат понял, что это отличная ниша для бизнеса и в 1998 году создал логистическую компанию, назвав ее в честь родного села - Atasu. Тогда ему было всего 22 года.

И спрос на услуги Atasu Group рос. Компания стала первой в стране, которая начала предоставлять полный комплекс услуг, то есть делать всю работу вместо клиента. И уже с самого начала она занималась доставкой груза по железной дороге не только по территории Казахстана, но и на рынки СНГ и Центральной Азии. Первое зарубежное представительство Atasu Group открыла в Китае и Южной Корее в 2002 году.

«Однажды я встретил двух парней, которых заинтересовала наша вывеска. Мне очень повезло: оказалось, что это представители Sinotrans – одной из самых крупных транспортных компаний Китая. Они стали расспрашивать: у вас транспортная компания? Вы перевозками занимаетесь? Нам как раз нужен партнер, который сможет по Казахстану и СНГ доставлять наши грузы. Через месяц они пригласили меня в Китай, и мы заключили первый контракт. С Sinotrans я работаю до сих пор», – рассказал в одном из интервью Марат Жуман.

Atasu Group сегодня: активы, потенциал, амбиции

Чтобы улучшить сервис, Atasu Group постоянно совершенствует свои активы. Компания владеет железнодорожным и автомобильным парками. Управляет складами и несколькими терминалами, оснащенными в соответствии с международными стандартами. Так, в 2011 году в Алматинской области был построен терминал площадью более 180 тыс. кв. м с возможностью обработки до 5000 вагонов в месяц. Год спустя заработал еще один терминал на станции «Достык», расположенной на границе с Китаем, – его площадь составляет свыше 140 тыс. квадратов. В терминалах доступен полный спектр услуг – от приема, перегруза и отправления контейнерных поездов до оформления всей необходимой документации. Таким образом, Atasu Group сегодня уверенно чувствует себя в числе компаний-лидеров транспортно-логистической отрасли, на которых базируется развитие транзитного потенциала Казахстана и всей отечественной экономики в целом.

В 2017 году Марат Жуман ставит стратегический план: увеличить количество собственного парка вагонов и мощность терминалов. Была нанята команда консультантов, которые в 2018 году помогли Atasu Group привлечь инвестиции от китайской госкорпорации CITIC Capital Silk Road Fund (CCSRF) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Впоследствии за счет привлеченных средств Atasu Group приобретает 1,5 тыс. новых вагонов и оборудование для терминалов.

Всего за 23 года работы компания инвестировала более 200 миллионов долларов в покупку вагонов и развитие железнодорожной инфраструктуры Казахстана. Сегодня Atasu Group занимается не только организацией транспортировок по железной дороге, но и автомобильным, морским транспортом и авиаперевозкой. Кроме того, предоставляет услуги по таможенной очистке грузов, их страхованию и охране. Грузооборот составляет свыше 10 млн тонн в год. Клиентская база Atasu Group в настоящее время насчитывает более 8 тыс. клиентов.

С недавнего времени компания предлагает услуги Fulfillment-склада. Этот проект – уникальная поддержка для производителей и онлайн-предпринимателей, развивающих свой бизнес в интернете. Atasu Group готова предоставить производителям, владельцам интернет-магазинов и предпринимателям полный комплекс логистических услуг – хранение и учёт товара, комплектацию, упаковку, маркировку и доставку. Услуга Fulfillment-склада – не единственный цифровой проект Atasu Group. Компания является пионером в казахстанской логистике по части цифровизации.

Отдельным глобальным направлением развития компании является социальная ответственность. Atasu Group регулярно проводит благотворительные акции в поддержку социально уязвимых слоев населения – детей, людей с ограниченными возможностями, многодетных семей. Компания активно поддерживает начинающих спортсменов, креативных предпринимателей, также специалисты Atasu Group делятся своими знаниями и опытом с образовательными учреждениями.

Кто создает бренд Atasu Group?    

Такой мы видим Atasu Group сегодня – успешной и перспективной. Благодаря качественному ведению бизнеса Марат Жуман смог с нуля создать мощного игрока логистического рынка. В 2019 году его достижения высоко оценило предпринимательское сообщество. Он одержал победу в конкурсе «Предприниматель года – 2018», который проводила компания EY, и в том же году представлял Казахстан в Монако на мировом конкурсе EY World Entrepreneur Of The Year. Кроме того, Ассоциация национальных экспедиторов РК в 2020 году признала Atasu Group самой успешной компанией года. В 2021 году Atasu Group стала членом Европейской бизнес-ассоциации Казахстана (ЕВРОБАК), а также вошла в Ассоциацию предпринимателей  креативных и культурных индустрий Almaty Creative.

В чем секрет успеха компании? На самом деле Марат Жуман никогда не скрывал – никаких секретов здесь нет. Успех компании обеспечили люди. Коллектив Atasu Group – ее главный актив. Здесь ценят каждого сотрудника, именно поэтому многие работают по 15-20 лет, и есть много примеров, когда стажеры становились руководителями.

В компании действуют несколько внутренних проектов, которые помогают Atasu Group постоянно расти и развиваться. К примеру, есть служба заботы о персонале, которая открыта для всех. Ее главная задача – обеспечить обратную связь от коллектива по любым предложениям улучшения корпоративной культуры, рабочим вопросам и новым идеям, которые компания рассматривает и реализует каждый квартал.

Именно поэтому корпоративные мероприятия – тоже не редкость в компании. День бренда – один из самых интересных и ярких праздников, когда коллектив еще раз вспоминает историю компании, подводит итоги и строит новые планы. Словом, происходит все то, что как раз символизирует лого компании – семейный шанырак, дороги, которые связывают страны, предпринимателей, и те дороги, которые ведут к родному очагу, где за разговорами рождаются новые идеи. Все, о чем когда-то мальчишкой мечтал Марат Жуман в своем родном поселке Атасу.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤