Убил ли кризис ответственность
Начался процесс трансформации понятия «КСО» в понятие «устойчивое развитие» Как показало время, социально ответственные иниц...Начался процесс трансформации понятия «КСО» в понятие «устойчивое развитие»
Как показало время, социально ответственные инициативы бизнеса – не дань моде, а ответ на изменение ожиданий общества от бизнеса. Как сегодня стоит трактовать «корпоративную социальную ответственность»? Уничтожил ли кризис ее демонстративность и красочность?
Как отмечает Елена Трегуб, медиа-координатор Centre for CSR Development (Украина), финансовый кризис показал, что во многих компаниях КСО и основная бизнес-деятельность были между собой слабо связаны. Часто компании инициируют тот или иной проект, но остается непонятным, почему компания должна заниматься им, насколько это необходимо, и каково его влияние на стейкхолдеров и наоборот. Но более важно то, что начался процесс трансформации понятия «КСО» в понятие «устойчивое развитие». «Кстати, об этом много говорили во время последнего Всемирного экономического форума в Давосе. Если «КСО» главным образом ставило вопрос: «Какое влияние оказывает компания на внешнюю среду», то сейчас «устойчивое развитие» спрашивает: «Как внешняя среда влияет на компанию». Пожалуй, это главная тенденция, вызванная финансовым кризисом», – подчеркнула она.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: должно ли изменяться управление КСО в нынешних условиях. По мнению г-жи Трегуб, функция КСО должна значительно вырасти и быть интегрирована в общую систему управления компании, в том числе в систему ключевых показателей эффективности, управления долгосрочными рисками, внутреннего аудита.
«Эффективность управления социальной ответственностью подразумевает системный подход, поэтому очень важна активная позиция высшего руководства, с подачи которого КСО органично вписывается в видение и миссию компании и постепенно транслируется на все подразделения и бизнес-процессы», – пояснила она. Следует также отметить, что сегодня пересматривается роль корпоративного управления и его составляющих.
Ей вторит Белла Тормышева, директор по связям с общественностью АО «Эйр Астана», которая считает, что компании должны руководствоваться стратегией и четкими критериями в организации социальных проектов. «Нужно понимать, какое влияние способна оказать компания на общество посредством спонсорской или благотворительной помощи. Насколько эффективным это будет? Если нет такого видения, то инициативы компании не будут обладать долгосрочным эффектом», – подчеркнула г-жа Тормышева.
Более того, социальная ответственность должна находиться на уровне государства, так как многое зависит от него. Елена Завьялова, координатор по связям с общественностью METRO Казахстан, считает, что государство должно создавать такие условия, чтобы бизнесу было выгодно быть социально ответственным – с помощью налоговой политики или раздавая долгосрочные государственные заказы, а также информационно, постоянно подчеркивая преимущества социально ориентированных компаний.
«Сегодня государство решает свои социально-экономические проблемы, используя добровольное желание бизнеса нести социальную нагрузку. Необходим диалог, в результате которого будет достигнуто согласие в том, что бизнес делает для социальной сферы и какие стимулы получает в обмен на это от государства, – поясняет она. – Иначе эта деятельность будет трансформироваться либо в благотворительность, либо зависеть сугубо от корпоративной культуры, которая, как одна из форм существования КСО, имеет право на существование».
«Лицо» оптимизации затрат
Уже долгие два года дихотомия «кризис-социальная ответственность бизнеса» не дает покоя экспертам. Вопрос о том, «кто кого» для многих компаний не столь актуален, поскольку даже если кризис и вносит коррективы, то компании, у которых принципы КСО заложены как базовые, не «режут» бюджеты, а лишь оптимизируют свои затраты. Оптимизация затрат может происходить путем сокращения численности сотрудников компании, уменьшения штатных и административных расходов, изменения организационной структуры и распределения функциональных обязанностей, урезания заработной платы, вложения в развитие ключевых сотрудников и т.д. Однако у социально ответственного бизнеса она происходит крайним образом мягко.
«Конечно же, кризис внес свои коррективы, но поскольку компания МЕТРО – это международная компания с четко расставленными приоритетами в развитии, проекты КСО – это не та статья расходов, на которой компания будет экономить или сокращать ее вовсе, – рассказывает г-жа Завьялова. – Задачу оптимизации затрат компания решает не путем сокращения каких-либо выплат, а посредством реструктуризации компании в целом». Теперь МЕТРО будет делиться на 2 направления. Первое объединит рынки Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, второе – Азии и новые рынки, к которым относится и Казахстан. «Реорганизация МЕТРО призвана сделать деятельность компании более эффективной и сконцентрироваться на выполнении тех заданий, которые сейчас особенно важны», – подчеркнула она.
Главный игрок на рынке авиаиндустрии Казахстана – «Эйр Астана» также оптимизировала свои расходы, но главным образом за счет снижения стоимости авиакеросина и основных услуг, потребляемых авиакомпанией. Следующим шагом стала оптимизация маршрутной сети, то есть компания сосредоточила свое внимание на наиболее перспективных направлениях. При этом именно во время кризиса в компании сделали акцент на обучение и развитие персонала. «Мы решили, что как только наметится улучшение экономической обстановки, именно те компании, у которых существует ряд конкурентных преимуществ, могут уйти далеко вперед и добиться большого успеха», – пояснила Белла Тормышева.
Не обошел своим вниманием кризис и табачные компании. По словам Дмитрия Белоусова, директора по корпоративным связям ТОО «Филипп Моррис Казахстан», это непростое время поставило перед компанией не только проблемы, но и предоставило определенные возможности. Главное сегодня то, что ТОО «Филипп Моррис Казахстан» продолжает целенаправленную политику по сохранению команды высококвалифицированных специалистов, которая много лет формировалась на нашем предприятии. «В этой связи мы и сейчас, в условиях кризиса, стремимся обеспечивать привлекательный уровень вознаграждения наших работников», – отмечает г-н Белоусов. Кроме этого, с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, компания усилила поиск и привлечение новых талантов как уже зарекомендовавших себя, так и только начинающих свою профессиональную деятельность.
Что касается финансового сектора, то, несмотря на то, что он оказался под сильнейшим ударом кризиса, по словам Светланы Терещенковой, председателя правления АО «Банк «Астана-Финанс», он более ответственен, чем другие отрасли, от него зависит кредитование компаний, а соответственно их успешность и развитие. Критерии оценки проектов финансовым сектором, принципы предоставления кредитов являются чрезвычайно важными в контексте социальной ответственности финансового сектора.
Так, в течение последних лет kaspi bank принял решение не сокращать персонал в качестве оптимизации затрат. Более того, банк разработал крупный проект по улучшению и увеличению филиальной сети по всему Казахстану. В прошлом году менеджмент банка также выплатил сотрудникам, приложившим большие усилия в развитии банка и его продуктов, все бонусы и премиальные по итогам года. «Команда, по мнению топ-менеджеров и акционеров банка, – это стратегическая инвестиция, и ее необходимо поддерживать вне зависимости от того, хорошие времена на дворе или нет», – комментирует Лариса Пак, исполнительный директор kaspi bank.
Адресные соцпроекты
Вместе с тем, как говорит Вера Мустафина, руководитель Центра «Содействие устойчивому развитию РК», если какие-то компании и сокращают социальные программы, то это не исключает факт того, что оставшиеся будут более адресными и эффективными. То есть главным в контексте нынешней экономической ситуации становится более строгий отбор проектов, в которые направляются социнвестиции.
Что же касается бюджетов под соцпроекты, то опрошенные «Капитал.kz» компании из различных отраслей отметили, что они либо сохранили уровень финансирования по сравнению с прошлым годом, либо сократили, но незначительно.
Между тем, как рассказала Лариса Пак, в целом на поддержку различных социальных проектов в прошлом году kaspi bank выделил порядка 36 млн. тенге. Так, финансовая поддержка ветеранов ВОВ, являющихся клиентами банка, только в 2009 году составила 14 млн. тенге. В этом году для них финансовая поддержка выросла на 30%, увеличившись до 20 млн. тенге.
Одним из самых важных проектов г-жа Пак называет сотрудничество банка с фондом «Аяла». «Благодаря сотрудничеству перинатальный центр Алматы приобрел специальное оборудование для сохранения жизни недоношенных детей. Для приобретения этого оборудования kaspi bank выделил благотворительному фонду «Аяла» 15 млн. тенге», – отметила она. Перинатальный центр Алматы – крупнейшее родовспомогательное учреждение страны, где за год проходит 7-7,5 тысяч родов. Каждый третий ребенок, рожденный в Алматы, появляется здесь. Выхаживание детей, чей вес составляет всего 500 грамм – это очень скрупулезный процесс, который невозможен без специальных условий и оборудования.
Кроме того, в течение 2009 года банк оборудовал компьютерные классы в 5 детских домах Алматы и Алматинской области. Банк выделил благотворительному фонду «Семей» на строительство мечети в Семее 7 млн. тенге. «Все эти реализованные проекты служат на благо жителям Казахстана, и это лучшее доказательство приверженности kaspi bank принципам социальной ответственности бизнеса», – подчеркнула Лариса Пак.
Руководствуясь принципами социальной ответственности, «Банк «Астана-Финанс» кредитует компании, дальнейшее развитие которых будет социально значимым для Казахстана. Вместе с тем, банк осуществляет точечную помощь именно социально уязвимым слоям населения. «В конце прошлого года мы провели акцию «Новый год в детский дом» и подарили детскому дому №1 (Алматы) дорогостоящие товары для рисования, – рассказывает председатель правления БАФ. – Ребятишки очень хотели собственную художественную студию с хорошими принадлежностями для рисования, и мы с удовольствием помогли этой мечте сбыться».
Не сократило свою деятельность в области реализации социальных проектов и ТОО «Филипп Моррис Казахстан». Более того, в компании добавились дополнительные направления, например, организация курсов по профессионально-техническому образованию в Илийском районе Алматинской области и проект по поддержке развития казахского языка. «Мы также продолжаем нашу традиционную программу, направленную на поддержку ветеранов ВОВ. Стараемся быстро реагировать при чрезвычайных ситуациях, как, например, случай в поселке Кызылагаш и т.д.», – подчеркнул Дмитрий Белоусов.
В свою очередь «МЕТРО Казахстан» в течение прошлого года провело семинары для поставщиков и клиентов как ознакомительные, так и практические, где присутствующие смогли ознакомиться с возможностями газовой и вакуумной упаковки, как приготовить то или иное блюдо и т.д. Совсем недавно была запущена программа поддержки МСБ. Цели программы следующие – развитие предпринимательства, занятости местного населения столицы путем сохранения рабочих мест на фоне роста экспансии крупных ритейлов и супермаркетов, увеличение налоговых поступлений, улучшение санитарного состояния, общего роста сервиса маленьких магазинов и многое другое.
«Эйр Астана», по словам Беллы Тормышевой, также принимает активное участие и стремится внести свой вклад в таких сферах общественной жизни, как окружающая среда, образование, спорт и здоровый образ жизни, события национального масштаба, культура, искусство и здравоохранение. Кроме того, компания оказывает помощь тем, кто в этом нуждается больше всего, предоставляя бесплатные билеты детям с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями для осуществления срочных операций или лечения за рубежом. «В качестве примера хотелось бы привести акцию «Доброе сердце», когда авиакомпания «Эйр Астана» выступила организатором приезда делегации врачей кардиологов и кардиохирургов из Института им. Мешалкина (Новосибирск), – рассказывает г-жа Тормышева. – Российские специалисты обследовали более 300 детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и провели обучающие семинары для врачей медицинских центров в двух городах Казахстана – Алматы и Астане».
«В целом в 2009 году нами было реализовано более 20 проектов. Самостоятельно и в сотрудничестве с общественными фондами в 2009 году было предоставлено более 50 билетов тяжелобольным детям и сопровождающим их родителям по направлениям Москва, Франкфурт, Стамбул, Пекин и т.д. В 2010 году мы продолжили реализацию существующих программ, помогая тяжелобольным маленьким пациентам найти своего доктора», – заключила она.