Даже чаю не попьете?
Роспуск парламента обойдется бюджету в $1,3 млн Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом в среду распустил мажил...Роспуск парламента обойдется бюджету в $1,3 млн
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом в среду распустил мажилис парламента четвертого созыва. «В соответствии со статьей 63 Конституции Республики Казахстан и статьями 85, 87 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» постановляю: распустить мажилис парламента четвертого созыва, назначить внеочередные выборы депутатов мажилиса, избираемых по партийным спискам, на 15 января 2012 года», – говорится в указе.
Во вторник на официальном сайте президента появилась информация о том, что в ходе консультаций с главой государства премьер-министр Карим Масимов, председатель сената парламента Кайрат Мами и председатель мажилиса парламента Урал Мухамеджанов поддержали предложение депутатов о роспуске мажилиса и проведении внеочередных выборов в нижнюю палату парламента. Неофициально же в этот вечер сенсации в своем микроблоге выдавала депутат нижней палаты парламента и активная блогерша Бахыт Сыздыкова. Так, она написала о том, что поступающие в парламент из правительства законопроекты теперь идут сразу в сенат, минуя мажилис, и уже со среды депутатам мажилиса нельзя подписывать письма «как депутат».
Напомним, что 10 ноября 53 из 107 депутатов подписали письмо на имя главы государства с предложением о самороспуске мажилиса парламента и проведении досрочных выборов. Срок полномочий депутатов мажилиса этого созыва истекал в августе 2012 года. По Конституции страны, досрочные выборы в парламент должны быть назначены не позднее чем через два месяца после прекращения полномочий нижней палаты. На время отсутствия депутатов мажилиса законодательные функции переходят в верхнюю палату.
По мнению известного экономиста Каната Берентаева, причины самороспуска парламента достаточно примитивны. «С 2009 года мы утверждали, что Казахстан успешно справился с кризисом, что Карим Масимов – успешный антикризисный менеджер. Утверждалось, что Казахстан успешно развивается путем реализации программы ФИИР и других программ развития, парламент также успешно принимал, причем в сжатые сроки, все законопроекты, которые готовило правительство в рамках реализации своих планов», – отмечает эксперт. По его мнению, заявлять, что старый парламент и действующее правительство не смогут без обновления противостоять новому витку кризиса – это значит признать свою несостоятельность. Тем более что на заседании фракции партии «Нур Отан» отчет правительства и его планы на ближайшие три года практически полностью удовлетворили депутатов. Премьер-министр также заявлял, что у правительства готов и «план Б», который рассчитан для кризисной ситуации.
Получается, что нынешний состав парламента снимает с себя ответственность и не готов работать в кризисной ситуации. Тем более что новый парламент не будет однопартийным. Следовательно, прохождение законопроектов, по крайней мере формально, будет осуществляться в условиях межфракционной борьбы.
Напомним, что среди основных причин своего решения депутаты назвали надвигающуюся волну экономического кризиса и общую нестабильность в мире, необходимость в скорейшем формировании многопартийного парламента, а также новый рубеж в развитии государства, связанный с 20-летием независимости.
«В следующем году ожидается новая волна мирового финансово-экономического кризиса. Ее характер и масштабы непредсказуемы и могут затронуть экономику Казахстана. В данной связи важно быстрее, до наступления мирового экономического кризиса, пройти через избирательный цикл в Казахстане. Это позволит всем государственным органам, правительству и парламенту, не отвлекаясь на проведение выборов, сосредоточиться на реализации антикризисных мер», – поясняется в обращении депутатов.
Комментируя это заявление, Максим Казначеев, эксперт Института политических решений, в интервью «Капитал.kz» сказал: ««Мы уже начали говорить о второй волне кризиса как о данности. Между тем, это пока лишь предположение. Даже если мы кризис воспринимаем как свершившийся факт, то было бы логичнее депутатам от партии власти не досрочные выборы предлагать, а принять превентивные законодательные меры по смягчению кризисных явлений в экономике, усилению мер социальной поддержки граждан».
По его мнению, второй подряд роспуск мажилиса и объявление досрочных парламентских выборов наносят серьезный удар по восприятию всей представительной ветви власти как легитимной. Нужно напомнить, что прежний созыв нижней палаты в 2007 году также досрочно прекратил свои полномочия. Работа парламента давно рассматривается гражданами предельно формально, существуют даже оценки парламента как «отдела администрации президента по утверждению нормативных правовых актов».
С тем фактом, что самороспуск парламента у нас становится традиционным явлением, согласен и Канат Берентаев. По его словам, это решение укладывается в общую канву событий, которые произошли в Казахстане за последнее время. Среди них эксперт отмечает запрещение деятельности компартии, отказ от регистрации «Алга!» и перерегистрации ОСДП «Азат». «Переформатирование партии «Ак жол», раскол между областными филиалами и центральным аппаратом партии. В этой связи «Ак жол» вряд ли за оставшееся время после самороспуска сможет реально претендовать на заявленные 20%, так как у партии пока нет даже программы, которую только собираются разрабатывать», – говорит г-н Берентаев.
Поэтому пока совершенно не ясно – каким будет новый, многопартийный парламент.
«В наших условиях – когда результаты выборов «рисуются» избирательными комиссиями, партии власти бояться нечего. Результаты будут «подкорректированы» в нужную для «Нур Отана» сторону. Что касается формирования многопартийного мажилиса – не думаю, что появление нескольких депутатов от партии спарринг-партнера существенно повысит эффективность работы нижней палаты. Самое главное – все эти результаты могут быть достигнуты и в случае проведения выборов в конституционные сроки – в августе следующего года», – считает Максим Казначеев. Складывается ощущение, что всеми ньюсмейкерами всего-навсего отрабатывается заказ одной из элитных групп, стремящейся посредством выборов легализоваться в пространстве публичной политики.
Новые депутаты приступят к работе в лучшем случае не ранее февраля-марта, поясняет г-н Берентаев, то есть на протяжении нескольких месяцев в Казахстане не будет высшего представительного органа, все решения будут оформляться указами президента, имеющими силу закона. Так что участие как новых, так и старых депутатов в реализации антикризисных мер будет минимальным. Все сконцентрируется в руках администрации президента.
Что касается затрат на выборы, то они всегда находятся. Тем более что в бюджете уже заложены средства на проведение выборов. В случае их нехватки всегда можно использовать и резерв правительства. В крайнем случае, в рамках бюджетных программ всегда имеются неосвоенные средства, которые измеряются миллиардами тенге. Всегда можно перенаправить их на счет ЦИК.
По оценке Олжаса Худайбергенова, директора Центра макроэкономических исследований, досрочные выборы могут обойтись бюджету Казахстана в сумму 8-10 млрд тенге. «Это небольшая сумма, которую бюджет легко потянет», – считает эксперт.
Кроме того, по его мнению, новый депутатский корпус сможет решить проблемы нового кризиса. «В экономическом плане парламент, к сожалению, рассматривает только то, что предлагают правительство или Нацбанк, а их собственные идеи больше связаны с «социалкой». А ведь, скажем, валютная политика государства, или, например, институт банкротства физических лиц могли бы быть под более детальным рассмотрением со стороны депутатов. Экономических вопросов, где депутаты могут быть инициаторами изменений, достаточно много. А все эти идеи при правильном рассмотрении либо помогут бороться с кризисом и его последствиями, либо даже не допустить его влияния. Тем более что в условиях казахстанской экономики это возможно. В отличие от высоко стоящих западных экономик, которым дорога только вниз, мы и так находимся внизу, а потому есть возможность расти, даже когда все вокруг падают», – комментирует г-н Худайбергенов.
Отметим также, что, по словам депутата Виктора Рогалева, которые приводит сайт радио «Азаттык», в случае роспуска парламента полномочия депутатов прекращаются сразу же, но «до момента трудоустройства депутату ежемесячно выплачивается пособие в размере его среднемесячной заработной платы, но не более трех месяцев». Зарплата распущенного мажилиса обойдется государственной казне Казахстана примерно в $1,3 млн.