СПК в Казахстане – быть или не быть?
Необходимы комплексный подход и персональная ответственность чиновников Социально-предпринимательские корпорации (СПК) в Каз...Необходимы комплексный подход и персональная ответственность чиновников
Социально-предпринимательские корпорации (СПК) в Казахстане претерпели уже несколько реорганизаций, управление ими передавали в разные ведомства. Поэтому об эффективности их работы эксперты говорят осторожно. Однако заместитель председателя правления СПК «Жетысу» Арман Евниев, который, к слову, стоял у истоков создания холдинга «КазАгро», считает, что именно в «Жетысу» найден оптимальный вариант работы над проектами.
СПК – это региональный институт развития, который работает на основании государственно-частного партнерства. Арман Евниев уверен: мало объединить полномочия государства и деньги инвесторов, нужны комплексный подход и персональная ответственность чиновников. СПК – это лучший инструмент, который помогает создавать инфраструктуру, говорит он.
- Что Вы имеете в виду под комплексным подходом?
- А что вообще считается успешным проектом? Выход проекта на расчетную мощность, которая была обещана, когда шел поиск денег на его реализацию. Но одно дело – разрезать ленту и нажать кнопку, а другое – реальная польза обществу от затраченных ресурсов. Проблема не в отсутствии денег на проект, они, как правило, есть. А в том, что построили завод, а он в итоге или стоит без сырья, или загружен процентов на 20, потому что нужен не один проект, а целая группа проектов. И эти принципы работы давно уже исследованы и описаны в мировой управленческой практике.
Если мы порежем картину на части, как пазл, раздадим людям и попросим собрать их воедино, то это им не удастся сделать, если они сначала не видели картину целиком. Каждый проект в СПК – это часть пазла. Если какого-то одного пазла будет не хватать, картинка не сложится. Да, какие-то проекты, возможно, будут не интересны бизнесу, но ради единой «картины» их нужно выполнить. То есть, если бизнес не заинтересован строить дорогу или подводить коммуникации, это должно сделать государство.
- Кто-то должен взять на себя роль «дирижера» в этом процессе. И таким «дирижером» становится СПК?
- Да. Но мы не просто привлекаем инвесторов. Мы хотим видеть стратегических партнеров. Например, представители мировых брендов, которые хотят продавать местным фермерам сельхозтехнику, заинтересованы в хороших продажах. Однако ждать, когда наши фермеры вырастут и оптом начнут покупать у них технику, компаниям придется долго. А ведь они могут участвовать с нами в проектах, в которых мы начнем сами генерировать спрос на технику, развивая производителей. Это маловероятно, что фермер, у которого 20-30 га земли, купит хороший современный трактор или сеялку. Гораздо более реально создать машинно-тракторную станцию (МТС), купить для нее весь набор техники, чтобы местные фермеры смогли обратиться в эту МТС и получить услугу. Это – потенциальная возможность для кооперации, совместного предприятия с этими брендами.
Другой пример. Российская группа компаний, лидер рынка масложировой продукции, решила построить завод в Казахстане и обратилась к руководству СПК с просьбой порекомендовать, где это лучше сделать. Мы уточнили, какой мощности завод нужен, сколько сырья он будет потреблять. И оказалось, что для работы этого большого комбината, ориентированного на внешние рынки, нужно не менее 1200 тонн сои в сутки. И большой вопрос, откуда взять эти 500 тыс. тонн сои в год. То есть комбинат-то можно построить, но нужно, чтобы производство сои в этом регионе достигало миллиона тонн в год.
- А как выйти на такие показатели?
- Нужно решить вопрос орошаемости земель, которые раньше орошались, а теперь нет – из оборота «выпал» почти миллион га. Актуальны вопросы технологий, техники, семеноводства, нужно обучать людей – у нас, как известно, дефицит специалистов. Оказалось, что нужно еще и до 1000 единиц техники. И мы предложили реализовать целую программу, несколько проектов, для решения вопроса.
Кроме того, выяснилось, если, как планируется госпрограммой, поголовье скота в Казахстане вырастет, то потребуется ввозить соевого шрота на $1 млрд ежегодно, чтобы этот скот кормить. А ведь мы можем и сами производить!
В СПК «Жетысу» была создана специальная группа, чтобы разработать план действий и этапы реализации. Эта инициатива была поддержана министерством сельского хозяйства. Программа открыта. Инвестор может войти деньгами или технологиями, или взять на реализацию отдельный проект.