Поездка в Таджикистан
История одной командировки Многие казахстанцы все еще считают, что в Таджикистане идет война и там опасно. «Ты не боишься ех...История одной командировки
Многие казахстанцы все еще считают, что в Таджикистане идет война и там опасно. «Ты не боишься ехать в горячую точку?» – спрашивали меня коллеги, когда узнавали, что я еду в Душанбе. Однако республика, несмотря на все трудности, которые ей пришлось пережить после развала Советского Союза, развивается и привлекает инвестиции. Все четыре дня, которые я провела в Таджикистане по приглашению Торгово-промышленной палаты, я наслаждалась свежим горным воздухом, общением с радушными и очень гостеприимными людьми и прогулками по чистому зеленому городу.
В Душанбе нет тяжелой промышленности или нескольких сот тысяч автомобилей, как в Алматы, здесь очень легко дышится. По личному впечатлению, Душанбе очень похож на наш южный мегаполис, только двадцатилетней давности: высокие деревья, арыки с журчащей водой, горный воздух, великолепные виды на горы.
Пробок здесь не бывает, кроме как на выезде с вокзала их иногда создают старенькие троллейбусы, которые не могут проехать из-за припаркованных возле рынка автомобилей. Большая часть авто здесь – подержанные иномарки, хотя встречаются старые «жигули», на которых активно «таксуют» местные жители.
Вторая категория автомобилей – очень дорогие иномарки, в основном BMW X6 и Audi Q7. Многие из них принадлежат состоятельным иранским и турецким бизнесменам, которые здесь работают довольно активно. Таджикский и персидский языки очень похожи, поскольку принадлежат к одной языковой группе, а потому проблем в понимании друг друга нет.
Кроме того, все, с кем мне довелось пообщаться в Душанбе, очень хорошо говорят по-русски. Русский здесь в почете – он нужен для работы в России. Вообще, к России и Казахстану относятся с уважением и очень дружелюбно. В России работает миллион граждан Таджикистана, миллиард долларов ежегодно Таджикистан получает в виде денежных переводов. А на Казахстан рассчитывают как на «старшего брата», который поможет стране своими инвестициями.
Что касается общественного транспорта, то местные троллейбусы – весьма пожилого возраста. Сейчас на базе ООО СП «Худжанд-Зил» государственное унитарное предприятие «Рохи Охани Точикистон» пытается организовать производство автобусов с привлечением иностранных инвестиций.
Второй крупный проект государства – модернизация парка пассажирских вагонов Таджикистана. Пока пассажирские вагоны в стране находятся в плохом состоянии и требуют обновления: из 300 пассажирских вагонов в эксплуатации находятся 187, у остальных вагонов срок эксплуатации уже давно истек. Таджикистан ищет возможности для льготного кредита ($83 млн) для покупки ста современных вагонов.
Граждане Таджикистана обладают замечательной способностью оказываться впереди вас в очереди в любой ситуации. На посадке в самолет в аэропорту Алматы всего за пару секунд впереди меня образовалась очередь человек в пятьдесят, хотя я первая вышла из автобуса и первая же подошла к трапу.
Наученные этим опытом, вместе с гражданином США, командированным в Душанбе, мы решили-таки ускориться и все-таки оказаться первыми в очереди на паспортном контроле уже в Таджикистане.
Каково же было наше удивление, когда, выйдя первыми из автобуса и быстрым шагом переместившись к стойкам, через минуту мы все равно стояли в хвосте огромной очереди из возвращавшихся домой гастарбайтеров. Я думаю, что именно необходимость выживать во враждебных условиях чужбины научила людей быстро принимать решения и обгонять зазевавшихся.
Во всех статьях о путешествиях в Таджикистан я читала возмущение плохо организованной работой аэропорта и диких очередях. Могу подтвердить – после алматинского и астанинского аэропортов душанбинский, конечно же, кажется возвращением на 20 лет назад: неуют, советский интерьер, неорганизованность и действительно немалые очереди.
Однако персонал, несмотря на этот кавардак, был предельно вежлив, а люди в очереди – дружелюбны и неагрессивны. Всех женщин пограничники лично проводили к стойке паспортного контроля без очереди, а мужчины в очереди расступались и кивали головой: «Проходите-проходите, мы женщин очень уважаем!». Точно таким же образом «под белы рученьки» без очереди провели на контроль автора материала, хотя он и сопротивлялся: «Спасибо-спасибо, я могу и подождать».
К сожалению, в Душанбе существует та же проблема, что и во всех казахстанских городах: отсутствие достойных гостиниц по приемлемой цене. Отели в Душанбе стоят в среднем $150, есть несколько гостиниц подешевле – $60-$90 в сутки, но именно на месте, увидев в целом уровень жизни, понимаешь, что цены эти явно завышены. Есть гостиница за $25 в сутки – «Вахш» – но она настолько ужасна, хотя и в центре города, что странно, почему власти до сих пор не запретили ее работу, ибо для имиджа современного растущего города это воистину позорное пятно.
Главная рекомендация тем, кто хочет сэкономить и одновременно пожить в достойных условиях – заранее забронировать номер в недорогой гостинице, а затем, по приезду на место, купить местную газету объявлений и в тот же день найти квартиру. Одно-, двухкомнатная (чисто, современный ремонт, есть горячая вода и спутниковое ТВ, в центре) стоит $20-$30. Не рекомендую искать квартиры в Душанбе из интернета, цены там тоже завышенные, а выбора нет (в сети представлено только одно агентство, у которого квартиры не ахти). Не соглашайтесь и на предложения таксистов в аэропорту, которые знают якобы все хорошие квартиры, цена там тоже как минимум $50 в сутки, это слишком «жирно» для Таджикистана – при зарплате в $200 в месяц, считающейся хорошей.
В общем, в Таджикистане вы будете наблюдать стандартную для Азии ситуацию: если поймут, что вы турист, с вас будут «драть» втридорога, особенно таксисты – потому торгуйтесь, снижайте цену втрое, а если человек упорствует, разворачивайтесь и уходите, в 90% случаев он примет ваши условия.
Что касается шопинга (местные считают, что цены у них дешевые, а хорошего товара много – из Ирана и Турции), то его прелестей мне так и не удалось «распробовать». Я сходила в несколько торговых комплексов в центре (организованных в духе алматинских барахолок), и их ассортимент меня не воодушевил на покупки.
Во-первых, мода здесь очень специфическая – мужчины носят черные брюки и черные остроносые ботинки либо спортивные костюмы, сами понимаете, для казахстанцев этот стиль неактуален, а в магазинах он в основном и представлен. Что касается женской моды, то таджикские дамы предпочитают яркие национальные наряды, блестки, стразы и бархатистые ткани. И все отделы женской одежды наполнены именно такими вещами.
В Душанбе я покупала дешевый, но очень вкусный виноград и другие местные фрукты, только что приготовленный шашлык, горячие душистые лепешки, великолепную минеральную воду и лимонад, который очень классно пахнет и на вкус как «советская» газировка из уличного автомата – вкус нашего детства.
Кстати, о стоимости недвижимости в городе. Если верить газетам объявлений, то 1-2-комнатные квартиры здесь стоят от $25 тыс., трехкомнатные – $45-$50 тыс.