Под языком единым!

Деловые круги тюркоязычных стран сближаются На прошлой неделе в Алматы подписано соглашение о создании делового совета тюрко...

Деловые круги тюркоязычных стран сближаются

На прошлой неделе в Алматы подписано соглашение о создании делового совета тюркоязычных стран. Представителями торгово-промышленных палат Казахстана, Турции, Азербайджана и Кыргызстана было одобрено создание единого органа для продвижения общей интеграции 4 стран.

«Надвигающаяся вторая волна кризиса, нестабильность в арабском мире, снижение уровня ВВП в большинстве стран мира – в таких условиях для тюркоязычных стран просто необходима интеграция. Именно она сумеет повысить конкурентоспособность наших стран», – считает Санжар Калкан, советник президента Союза палат и бирж Турции.

Все страны-участницы отмечают важность и своевременность создания делового совета, однако эксперты расходятся в оценке подписанного соглашения. «Соглашение, которое было подписано, к сожалению, пока не полностью согласовано со всеми его участниками. Для того чтобы совет не стал только «рамочным» объединением, необходимо тщательно продумать его работу, – утверждает управляющий директор кыргызстанской финансово-консалтинговой компании «Ниет-Аракет» Нурбек Элебаев. –Во-первых, важно усилить совет секретариатом этого органа. Во-вторых, необходимо создать не один, а 4 комитета в рамках совета: по институционализации частного сектора, по арбитражу, по развитию сотрудничества в сфере транспорта и по таможенным вопросам. Каждый из этих комитетов должен возглавляться одной из стран-участниц», – заключает эксперт.

По словам представителя турецкой стороны Заки Пилге, основателя компании Turkuaz, интеграция должна проходить по трем направлениям: политическая интеграция, торгово-экономическое сотрудничество и культурный обмен.

Так, Турция как одна из наиболее развитых стран региона во многом может помочь другим странам. Одним из таких направлений может стать туризм. В этом году Турция по привлекательности для туристов стала 7 страной в мире. В этом отношении турецкая сторона готова передать опыт Казахстану, Кыргызстану и Азербайджану для повышения привлекательности этих стран с туристической стороны.

В то же время важной вехой в развитии взаимодействия тюркоязычных стран, по словам г-на Калкана, должно стать восстановление Великого Шелкового пути. Ведь именно наши 4 страны соединяют Европу и Азию, что является сильным логистическим преимуществом. В данной связи турецкая сторона предлагает: упрощение таможенных процедур, создание паромной переправы через Каспийское море, переход на безвизовый режим, внедрение процедуры одного окна для таможенных служб стран и, конечно, гармонизацию всех таможенных служб четырех государств.

Напомним, что создание делового совета четырех государств не было спонтанным, а находится в общем русле интеграции тюркоязычных стран. Так, на прошедшем саммите был создан Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). Впервые идею создания Совета сотрудничества высказал в 2006 году на саммите в Анталье Нурсултан Назарбаев.

По словам представителей совета, это объединение станет базой для создания нового регионального общетюркского объединения, призванного усилить единство народов, живущих в сходной языковой и культурной среде, и укрепить политические и торгово-экономические связи.

Кроме этого, в рамках саммита прошло и первое заседание делового совета тюркоязычных стран. На нем представители кыргызской стороны постарались как можно выгоднее представить свое государство как площадку для масштабных инвестиций.

Одним из самых крупных проектов из представленных стало строительство Камбаратинской ГЭС. Стоимость этого проекта оценивается в $3,4 млрд. «В настоящее время данный проект намереваются осуществлять пока только Кыргызстан и Россия, поэтому мы будем очень приветствовать участие бизнеса из Турции, Казахстана и Азербайджана в реализации этого проекта», – подчеркнул г-н Элебаев.

Также важным и перспективным проектом г-н Элебаев назвал проект «по открытию воздушных ворот страны и предоставлению возможности для туристов из наших стран более комфортно посещать озеро Иссык-Куль». Такими проектами должны стать реконструкция международного аэропорта Иссык-Куль стоимостью $68,9 млн и проект реконструкции международного аэропорта города Ош стоимостью $118 млн.

Кроме этого, уже традиционным предложением стало участие иностранных инвесторов в разработке золоторудных месторождений. В частности, месторождения Бозумчак стоимостью $164 млн.

Отметим, в сентябре следующего года планируется инициировать проведение в Кыргызстане инвестиционного форума.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤