Ширится круг свободы для СНГ
На прошлой неделе Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан подписали Договор о зоне св...
На прошлой неделе Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан подписали Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ).
Формально Договор о зоне свободной торговли СНГ существует еще с 1994 года. Однако договор в той редакции не был реализован – страны так и не приступили к переговорам о перечне изъятий из режима свободной торговли. Сейчас действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, которые зачастую противоречат друг другу.
Часть стран СНГ является членами ВТО, часть – нет. Ряд стран – Россия, Казахстан – достаточно далеко продвинулись в переговорах по вступлению в эту организацию. Не факт, что они вступят в нее в ближайшие годы, но договор о ЗСТ в СНГ уже базируется на принципах ВТО.
С лета этого года в полном объеме заработал Таможенный союз ЕврАзЭС в составе России, Казахстана и Беларуси.
Именно в таких условиях и создается ЗСТ. В связи с этим, безусловно, важным международным шагом «Капитал.kz» опросил ряд экспертов по теме значения ЗСТ, его настоящего и будущего.
Кирилл Танаев, генеральный директор российского Фонда эффективной политики
– Насколько актуально создание ЗСТ?
– Соглашение о ЗСТ представляет собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. В рамках ЗСТ государствами должна осуществляться беспошлинная торговля, отменяются тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле.
Подписанный договор о ЗСТ СНГ по замыслу должен создать принципиально новую базу для развития торговли на постсоветском пространстве с учетом современных реалий.
– Какие плюсы для стран-участниц принесет ЗСТ?
– Подписание договора будет способствовать либерализации торговли в рамках СНГ и ликвидации барьеров во взаимной торговле.
Главный ожидаемый плюс – активизация торговли между странами за счет постепенного снятия взаимных ограничений, унификации нормативной базы и выработки общих правил торговли внутри СНГ.
Надо сказать, что на первом этапе льготный торговый режим будет распространяться не на все товары. Изъятия коснутся энергоносителей, металлов и еще ряда позиций.
Переговоры о дальнейшей судьбе экспортных пошлин страны начнут примерно через полгода после вступления соглашения в силу. Но уже сразу из 37 импортных пошлин, которые сейчас страны СНГ применяют во взаимной торговле, останутся только три – на спирт, водку и сахар.
– Следует ли ожидать присоединения новых стран к ЗСТ? Если да, то каких и как скоро?
– Во-первых, речь идет о ЗСТ СНГ, значит, к нему могут присоединиться только страны, которые входят в Содружество.
Договор о зоне свободной торговли СНГ в Санкт-Петербурге не подписали три страны – Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. Было заявлено, что эти страны намерены до конца года принять решение о присоединении к ЗСТ.
В то же время, если анализировать мотивы и позицию каждой из этих стран, то вряд ли стоит ожидать от них столь скорого решения.
– Станет ли, по Вашему мнению, ЗСТ только первым шагом на пути интеграции стран СНГ? Каков следующий этап?
– Реальная интеграция на постсоветском пространстве сейчас происходит в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). А точнее, внутри таможенной тройки, России, Казахстана и Беларуси, которые уже с нового года начинают реализацию следующего этапа интеграции – будет создано Единое экономическое пространство ЕврАзЭС.
Реальная интеграция, и опыт Европейского союза тому красноречивое свидетельство, подразумевает, с одной стороны, достижение странами высокого уровня взаимопонимания и согласования экономической политики, а, с другой, делегирование части полномочий по согласованным вопросам наднациональным органам. Без этого, как и без много другого, никакой интеграции не бывает.
В СНГ ничего подобного нет. По факту договор о ЗСТ СНГ создает более благоприятные условия для экономического взаимодействия со странами постсоветского пространства, в первую очередь для Украины (как второй по объемам постсоветской экономики). Поэтому разговор о «следующем этапе» интеграции в формате СНГ должен подразумевать более глубокое в ней участие именно украинской стороны. Судя по реальным, а не декларируемым, настроениям Киева, вряд ли здесь можно ожидать скорых подвижек.
Хотя заявление премьер-министра Николая Азарова о готовности унифицировать технические регламенты с другими странами СНГ (а кроме как со странами Таможенного союза это делать не с кем) дает определенное понимание возможного направления предстоящих процессов.
Елена Позднякова, ведущий эксперт российского фонда «Центр политических технологий»
– Насколько актуально создание ЗСТ?
– Ввиду того, что интеграционные процессы, в частности, упрощение таможенных процедур и снижение торговых барьеров, были одним из основных долгосрочных трендов в международных отношениях последних десятилетий, создание ЗСТ представляется весьма актуальным и хорошо вписывается в логику интеграции на постсоветском пространстве. В этом смысле ЗСТ дополняет взаимодействие России, Беларуси и Казахстана (и присоединяющегося Кыргызстана) в рамках Таможенного союза, а также формирует особый кластер стран по отношению к ВТО.
С другой стороны, международная интеграция, в том числе и торговая, способна усугублять и делать глобальными (или общерегиональными, как в случае с ЗСТ) кризисные явления в экономической сфере. Именно поэтому одной из мер реагирования правительств на кризис стало возвращение торговых барьеров, чтобы защитить внутренних производителей. В этом смысле ЗСТ несет некоторые риски, для преодоления которых потребуются отдельные меры.
– Какие плюсы для стран-участниц принесет ЗСТ?
– Основным плюсом от создания ЗСТ для стран-участниц должно стать облегчение производителям доступа на рынки соседних стран, которое, в свою очередь, может способствовать развитию бизнеса, а в итоге, и экономическому развитию стран, присоединившихся к ЗСТ. В условиях, когда страны либо исчерпали внутренние ресурсы развития, либо по каким-то причинам не могут ими воспользоваться в полной мере, интеграция выступает дополнительным ресурсом.
– Следует ли ожидать присоединения новых стран к ЗСТ? Если да, то каких и как скоро?
– Присоединение к договору в данный момент рассматривают Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, которые, как ожидается, могут принять решение до конца этого года. Однако, скорее всего, если их присоединение к ЗСТ и состоится, то значительно позже этого срока.
У Азербайджана, в целом согласного с идеей интеграции, имеются серьезные политические противоречия с Арменией, которые мешают экономическому сближению. Что касается Узбекистана и Туркменистана, то эти страны пока оставались в стороне от экономической интеграции в силу сознательного выбора правящих элит, вряд ли их взгляды на ЗСТ изменятся в ближайшие месяцы. При этом успех организации может стать катализатором для принятия положительного решения во всех перечисленных странах (примером тут может служить ШОС).
– Станет ли, по Вашему мнению, ЗСТ только первым шагом на пути интеграции стран СНГ? Каков следующий этап?
– В отношении некоторых стран, например, Украины, российскому правительству хотелось бы рассматривать договор о вступлении в ЗСТ как первый шаг на пути к интеграции в рамках Таможенного союза. Конечной целью сближения, по мнению Владимира Путина, может стать создание Евразийского союза, который продемонстрировал бы сотрудничество более высокого уровня. Однако однозначно говорить об успехе интеграции на постсоветском пространстве нельзя. Страны СНГ достаточно сильно отличаются друг от друга как по показателям экономического развития, так и в политическом и культурном планах. Для тесной интеграции необходимо выравнивать экономические различия, разрешать политические противоречия, создавать некую общую систему ценностей – все это меры, нацеленные на весьма долгий срок. Пока же интеграционные процессы в СНГ проходят скорее в идейном вакууме, в отличие, например, от взаимодействия в рамках ВТО или в Европейском союзе. Если эта ситуация будет преодолена и странам СНГ станет очевидна польза от более тесного сотрудничества, то появятся (или будут реанимированы) всевозможные концепции региональных союзов «по интересам», в том числе будет прорабатываться и Евразийский союз. До этого момента говорить о дальнейших этапах интеграции вряд ли возможно.
Петр Своик, казахстанский политолог и экономист
– Станет ли, по Вашему мнению, ЗСТ только первым шагом на пути интеграции стран СНГ? Каков следующий этап?
– Такого самостоятельного проекта, как «создание зоны свободной торговли» не существует. Тем более что у этой самой «зоны» нет конкретного экономического или правового содержания – недаром договор о «зоне» подписали, кроме участников ТС, Кыргызстан и Таджикистан.
На самом деле, создание «зоны» – это промежуточный этап реинтеграции бывшего советского пространства, которая началась с создания Таможенного союза, продолжается вот таким более символическим актом о «зоне свободной торговли», а через сколько-то лет последует общее валютное (возможно, рубль переназовут алтыном) пространство. Что, конечно же, востребует и общие наднациональные органы в этой «зоне».
– Насколько актуально создание ЗСТ?
– На мой взгляд, соответственно вышесказанному, вопрос насчет актуальности создания «зоны» надо поставить по-другому: актуальны ли таможенная, валютная и политическая интеграция постсоветского пространства?
Ответ: в контексте развития мирового кризиса – конечно, да. Кризис – системный, и его итогом будет распад глобальной однополярности на блоковую систему. Поэтому тот процесс, в котором сейчас участвует (и где-то даже подталкивает) Казахстан – он объективно соответствует сценарию следующих 5-25 лет, мы движемся по течению истории, а не против него.
В этом смысле и ТС, и «зона» для нас – плюсы. В практическом же смысле здесь больше минусов. Во-первых, из-за неизбежных «притирок» и неувязок. Это как большой ремонт в доме – жизнь сразу усложняется. Во-вторых, из-за того, что интегрируются системы авторитарного и олигархического типов, с экономиками крайне монополизированными и коррумпированными. На таком жестком рынке никакого «развития национальных окраин», как в госплановские времена, не будет. Кто слабее, тот и будет в проигрыше. А мы – слабы.
– Следует ли ожидать присоединения новых стран к ЗСТ? Если да, то каких и как скоро?
– Не далее, как через 10-15 лет никакого ВТО уже не будет, Евросоюз ужмется, «старая Европа» обособится от восточноевропейских стран. Поэтому «возвращение» Украины – лишь вопрос времени.
Что касается наших краев, то подсоединение Кыргызстана и Таджикистана идет уже сейчас, а вот судьба Узбекистана и Туркмении – слишком пока неопределенна.