«Новая жизнь» в новых реалиях

Государство отформатировало религию Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей....

Государство отформатировало религию

Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

Л.Н. Толстой


В прошлом номере «Капитал.kz» мы писали о том, что в официальной печати были опубликованы два вызвавших шквал неоднозначных суждений в обществе закона. Речь идет о Законе РК от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и Законе РК от 11 октября 2011 года № 484-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».

Позавчера эти законы вступили в законную силу. И мы, как и анонсировали, поговорим о них более подробно, кратко проанализируем их.

Общие положения

Во-первых, необходимо сказать о том, что с принятием указанных законов утратил силу Закон РК от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Безусловно, этот закон сильно устарел, и само время требовало его коренного изменения. Более 10 лет шли жаркие дебаты по поводу внесения поправок в данный закон, и вот дискуссиям положен конец – закон принят и вступил в законную силу. Однако общество еще больше забурлило. Об этом ниже.

А теперь перейдем к самому закону. Итак, Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях (далее – закон) направлен на обновление законодательства о религиозных объединениях путем четкой регламентации их статуса и деятельности, установления необходимых правовых ограничений, а также определения основ системной работы государственных органов в сфере регулирования конфессиональных отношений с учетом реалий сегодняшнего дня.

Закон включает в себя 25 статей, а также преамбулу, имеющую очень важное значение.

Судите сами. «Настоящий закон основывается на том, что РК утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан», – говорится в преамбуле.

Среди основных понятий, используемых в законе, хотелось бы отметить следующие: миссионерская деятельность – деятельность граждан РК, иностранцев, лиц без гражданства от имени религиозных объединений направленная на распространение вероучения на территории Республики Казахстан. Это определение в корне отличается от того, что было в законе 1992 года: «проповедование и распространение посредством религиозно-просветительской деятельности вероисповедания, которое не содержится в уставных положениях религиозного объединения, осуществляющего свою деятельность на территории Республики Казахстан».

Определение уполномоченного органа, как государственного органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере религиозной деятельности, сильно модернизировано. Раньше это было совсем иное определение: уполномоченный орган – государственный орган по связям с религиозными объединениями, определяемый правительством. В новом законе закреплены и понятия, которых вообще не было: священнослужитель, религиозная деятельность и религиозное объединение.

Государство и религия

В законе четко сказано, что государство отделено от религии и религиозных объединений, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

И как отметил Кайрат Лама Шариф, председатель Агентства РК по делам религий, выступая на духовном форуме в Астане: «… в то же время в преамбуле закона отмечается историческая роль ислама ханафитского учения и православия в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа, а также подчеркивается уважение к другим религиям, сочетающимся с его духовным наследием». Г-н Шариф также подчеркнул, что «данные положения не нарушают равноправия религиозных объединений, поскольку не создают привилегированных условий одним перед другими».

Согласно закону, система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер. Мы не будем полностью цитировать закон, тем более что он опубликован, и каждый желающий может с ним ознакомиться либо в печати, либо в интернете. Но несколько моментов, касающихся государства и религии, отметить необходимо.

Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются; никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных конституцией и законами РК; граждане Казахстана, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или участниками (членами) религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами РК только от своего имени.

Государство не вмешивается в определение лицами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Казахстана.

Религиозные объединения в свою очередь: не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность; не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью.

Кроме того, запрещается деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями. Также не допускается деятельность не зарегистрированных религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, к принуждению участников религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников и т.д..

Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и участия, несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

Государственному регулированию в сфере религиозной деятельности посвящена глава 2, и здесь все довольно ясно: четко расписана компетенция уполномоченного органа, местных исполнительных органов, определен механизм религиоведческой экспертизы.

Религиозная деятельность

Теперь о спорных моментах. Согласно статье 7, которая вызвала очень много нареканий, причем у представителей самых разных конфессий, не допускается проведение богослужений и обрядов, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях: государственных органов и организаций образования; Вооруженных Сил и других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц.

Как и в любом законе, здесь есть исключения: кроме случаев, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 7, в которые закреплено, что богослужения, религиозные обряды, церемонии и собрания беспрепятственно проводятся в культовых зданиях и на отведенной им территории. А также говорится о том, что к лицам, содержащимся в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества, находящимся в учреждениях, исполняющих наказания, являющимся пациентами организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, проходящим социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, по их просьбе или их родственников в случае ритуальной необходимости приглашаются священнослужители религиозных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РК. При этом совершение религиозных обрядов не должно препятствовать деятельности указанных организаций, нарушать права и законные интересы других лиц.

Эти положения, как уже говорилось, вызвали неоднозначную реакцию.

Так, согласно «Интерфакс-Религия», Ассоциация православных экспертов обратилась к главе государства Нурсултану Назарбаеву. В частности, в обращении говорится: «У нас вызвало недоумение принятие закона о религиях РК, согласно седьмой статье которого всем религиозным конфессиям запрещается иметь храмы в государственных учреждениях, в первую очередь, больницах и тюрьмах».

Следовательно, считают представители ассоциации, будут закрыты 64 православных больничных и тюремных храма. «Указав на то, что закон принят «во имя борьбы с тоталитарными, в первую очередь, ваххабитскими сектами», православные эксперты отметили, что «государство должно понимать, что силовых методов борьбы с сектантством и экстремизмом недостаточно, а опора на тотальную секуляризацию вообще контрпродуктивна – ведь именно духовный вакуум является почвой для ваххабизма и прочего сектантства».

Более того, авторы обращения считают, что статья 7закона – это результат «не злонамеренных действий, а ошибки, в основе которой лежит уравнительный принцип в отношении всех религиозных организаций, будь то традиционные религии или тоталитарные и экстремистские секты».

«Во многих европейских государствах тоталитарные секты поставлены вне закона, а с традиционными религиозными институциями государством заключены соглашения о социальном партнерстве. Мы убеждены, что аналогичные принципы должны быть положены и в основу законодательства о религии государств создающегося Евразийского союза», – также говорится в документе.

Эта статья, надо отметить, вызвала бурю критики и со стороны представителей других конфессий, а также госдепа США. Но это можно и рассматривать как вмешательство во внутренние дела РК.

Ужесточена и миссионерская деятельность. Если в прежнем законе лица, осуществляющие миссионерскую деятельность, проходили учетную регистрацию, которую производили местные исполнительные органы, а документы были довольно простыми, то теперь все гораздо сложнее. Теперь регистрация лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, производится территориальными подразделениями уполномоченного органа в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи документов. Срок регистрации приостанавливается при проведении религиоведческой экспертизы для получения заключения по материалам, представленным миссионером.

Регистрацию могут пройти далеко не все, а те, кто на самом деле намерен заниматься миссионерской деятельностью.

И еще несколько моментов

В законе 1992 года было прописано, что: религиозными объединениями признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления, а также духовные учебные заведения и монастыри. Местными религиозными объединениями являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей. Религиозные управления в соответствии со своими уставами вправе основывать духовные учебные заведения, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов. Согласно рассматриваемому закону, в Казахстане могут создаваться и действовать религиозные объединения со статусом: местные, региональные и республиканские. Местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее 50 граждан РК, действующее в пределах одной области, города республиканского значения и столицы. Региональным религиозным объединением признается религиозное объединение, созданное по инициативе не менее 500 граждан Казахстана, являющихся участниками двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее 250 граждан от каждого из них, которые представляют не менее двух областей, городов республиканского значения и столицу. Региональные религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в пределах территории деятельности данных местных религиозных объединений. Республиканским религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее 5000 граждан, представляющих все области, города республиканского значения и столицу, численностью не менее 300 граждан РК в каждом из них, а также имеющее свои структурные подразделения  на всей территории Казахстана. Раньше же для регистрации религиозных объединений достаточно было инициативы не менее 10 совершеннолетних граждан. Они созывали собрание, на котором принимали устав. Очень просто.

И в заключение краткого анализа законов, касающихся религиозной деятельности и религиозных объединений. Законы приняты, более того, они вступили в силу. Следовательно, их надлежит исполнять. Самое главное – рассматриваемые законы не нарушают ни в коей мере равноправия религиозных объединений, не ограничивают свободу вероисповедания. Каждый гражданин Республики Казахстан, иностранец вправе верить, вступать в то или иное религиозное объединение. Но при этом он должен четко соблюдать конституцию и законы РК. Казахстан – светское государство, и неуклонно будет этого придерживаться. Да, государство с принятием данных законов будет контролировать создание, деятельность религиозных объединений. Но именно объединений, а не верующих. Вера – дело тонкое. И поэтому здесь, конечно, нельзя допустить перегибов, ущемлений чувств верующих. Запреты никогда ни к чему хорошему не приводили, но вседозволенность еще хуже. Если государство в лице своих уполномоченных органов будет уважать граждан, то и граждане будут выполнять законы, принятые государством. Религиозные чувства людей в Казахстане, являющемся многонациональным государством, безусловно, уважают, и нет никаких препятствий для верующих. Примером этому служит множество построенных за двадцать лет независимости мечетей, церквей, синагог. И не случайно в соответствии с Трудовым кодексом РК в Казахстане Курбан айт и Рождество признаны официальными выходными днями. А вопрос равноправия очень важен. Главное, чтобы никто не был унижен, оскорблен, но и выше других никто быть не должен.


Закон РК от 11 октября 2011 года № 484-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений».

Цель этого закона – практическая реализация рассматриваемого выше закона, то есть Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Прежде всего, путем установления правовой ответственности за нарушение норм законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях, а также посредством совершенствования правовых гарантий защиты прав обучающихся в духовных (религиозных) организациях образования, упорядочения деятельности религиозных объединений и других организаций по направлению граждан РК за границу для обучения в духовных учебных заведениях.

Законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях, Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законы РК «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О некоммерческих организациях», «О лицензировании», «О противодействии экстремизму» и другие.

Усилена административная ответственность за нарушение законодательства РК о религиозной деятельности и религиозных объединениях.

Так, статья 375 Кодекса об административных правонарушениях, именовавшаяся «Нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях», изложена в совершенно новой редакции. В новой редакции эта статья именуется как «Статья 375. Нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Значительно увеличены штрафы. К примеру, осуществление религиозным объединением деятельности, не предусмотренной его уставом – влечет штраф на должностных лиц и руководителей религиозных объединений в размере 200 МРП, на юридических лиц – в размере 300 МРП с приостановлением деятельности сроком на три месяца. Таких штрафов в прежнем законе не было.

Кроме того, статья дополнена такими пунктами: создание организационных структур религиозных объединений в государственных органах, организациях и учреждениях, организациях образования и здравоохранения – влечет штраф на должностных лиц в размере 100 МРП, на руководителей государственных органов, организаций и учреждений – в размере 200 МРП; руководство религиозным объединением лицом, назначенным иностранным религиозным центром без согласования с уполномоченным органом, а равно непринятие руководителем религиозного объединения мер к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей – влекут штраф на граждан РК в размере 50 МРП, на иностранцев и лиц без гражданства – в размере 50 МРП с административным выдворением за пределы РК.

Необходимо отметить очень важные положения. Так, согласно закону, обучающиеся в духовных (религиозных) организациях образования имеют возможность отсрочки от призыва на воинскую службу. А в целях сохранения светского характера образовательной системы запрещается проведение религиозных обрядов и церемоний, а также действия, направленные на распространение вероучений в детских оздоровительных, спортивных организациях досуга, лагерях и санаториях.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤