Казахстанско-китайский тупик
Товары китайского происхождения начинают исчезать с прилавков отечественных магазинов. Все дело в том, что местные предпринима...
Товары китайского происхождения начинают исчезать с прилавков отечественных магазинов. Все дело в том, что местные предприниматели уже два месяца не могут получить визы в КНР. Продавцы рискуют лишиться своего бизнеса, а экспедиторские компании на грани разорения.
Как ранее писал Quorum.kz, китайские власти в ответ на новые правила регистрации на таможне в Казахстане (МИД издал положение, обязывающее водителей транспорта прописывать в визе номер автомашины и данные водителя, - прим. ред.) подняли стоимость разовой визы. Из-за этого на таможенном посту «Хоргос» скопилось несколько десятков фур с товарами из Поднебесной.
Директор департамента консульской службы МИД Казахстана Ырыскали Дауранбек прокомментировал сложившуюся на границе ситуацию:
- Дело в том, что у нас есть с Китаем соглашение "О международном автомобильном сообщении", подписанное еще в 1992 году. В нем есть один небольшой момент - он не регулирует порядок получения виз водителями. Этот порядок регулируется внутренним законодательством сторон. Данный вопрос является предметом для обсуждения и на консульских консультациях, и на других встречах. Мы сейчас его активно обсуждаем и рано или поздно придем к решению. Но он не может быть решен в течение одного дня или одной недели. Обсуждение идет, - заверил Ы. Дауранбек.
Напомним, в одном из своих интервью президент Ассоциации союза международных автоперевозчиков РК «КазАТО» Максат Сактаганов потребовал привлечь к ответственности сотрудников МИД РК. По его словам, с начала июля отечественным предпринимателям не удалось получить ни одной водительской визы в Китай. Вследствие чего перевозчики грузов несут большие убытки и находятся на грани банкротства.
- Но там нет коррупционной составляющей, даже нет предпосылок к этому, - пояснил М. Дауранбек заявление М. Сактаганова, - потому что нам приносят визовые документы, которые мы передаем в китайское посольство. При этом все квитанции уже заранее проплачены. Особенность работы консульских сотрудников в том, что мы никогда не работаем с "живыми" деньгами. Есть понятие "государственная пошлина", в загранучреждениях это называется консульским сбором, и оплачивается он исключительно через банки.
Кроме того директор департамента консульской службы МИД РК официально заявил, что стоимость многократной годовой деловой визы, по которой въезжают иностранные грузоперевозики на автотранспорте, составляет 200 долларов США. И эта сумма также оплачивается через китайский банк.
МИД РК официально подтвердил введение китайской стороной с июня 2011 года паритета на выдачу виз для грузоперевозчиков на автотранспорте. Так, по информации, с начала года по май было выдано около 550 виз китайцам. В свою очередь китайская сторона за этот период выдала в пределах 800 виз казахстанцам.
Понятно, что Казахстан больше заинтересован в получении китайской визы, но пока сохраняется паритет, заполучить штампы в паспорта смогут не все желающие. Китай настроен решительно, и поэтому визы выдаются по формуле «сто виз Казахстана – сто виз Китая», то есть один к одному.
Представитель Ассоциации приграничного сотрудничестваМарат Шибутов считает, что во всей неразберихе на казахстанско-китайской границе все же виновная сторона - МИД РК.
- МИД РК сам испортил отношения с Китаем. Это их недоработка. И вина полностью лежит на казахстанской стороне. Больше добавить нечего,- заявил М. Шибутов.
Между делом масло в огонь подливают частные компании, которые занимаются оформлением виз. К примеру, одна из таких контор заявила, что посольство КНР в РК занимается оформлением виз в обход МИДа и налоговой системы РК.
В МИДе эту информацию пока никак не комментируют, а тем временем все документы водителей, желающих законным путем получить шоферские визы, находятся в министерстве и ждут своей очереди.
http://quorum.kz