Компетенция проверяющих изменена
Бизнесу стало лучше На прошлой неделе в официальной печати был опубликован очень важный для предпринимателей закон, которым...Бизнесу стало лучше
На прошлой неделе в официальной печати был опубликован очень важный для предпринимателей закон, которым внесены изменения и дополнения в законодательные акты РК по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и правительства РК на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам.
Данный закон направлен на совершенствование системы нормативно-правового регулирования деятельности субъектов частного предпринимательства в целях снижения административного давления на бизнес.
Указанным законом внесены изменения и дополнения в более 100 нормативных правовых актов. В частности, изменения внесены в Кодекс РК об административных правонарушениях, Водный, Земельный, Экологический, Трудовой, Налоговый кодексы, в Законы РК «О рекламе», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О частном предпринимательстве», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
Тенденция
Суть поправок вытекает из названия закона. Им пересмотрена компетенция государственных уполномоченных органов и правительства. Теперь остановимся на этом более подробно. Так, в Кодекс РК об административных правонарушениях внесено следующее дополнение. Пункт 4 статьи 153, касающейся нарушения порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства, теперь выглядит так: нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства, в том числе: выполнения требований, установленных законами РК, указами президента РК и постановлениями правительства РК, если такие требования не относятся к компетенции государственного органа. До внесения дополнения указы президента почему-то не входили в данный перечень. Кстати, данное нарушение влечет штраф на должностное лицо в размере 10-20 МРП.
В Земельном кодексе расширена компетенция местных представительных органов и органов местного самоуправления. Так, к компетенции местных представительных органов в области регулирования земельных отношений на соответствующих территориях добавили «осуществление в соответствии с законодательством РК иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан». Кроме того, расширена компетенция местных исполнительных органов. Так, статьи 16, 17, 18 дополнены подпунктом следующего содержания: осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством РК.
В Трудовой кодекс тоже внесены существенные изменения. Значительно расширена компетенция правительства РК в области регулирования трудовых отношений. После внесения изменений к компетенции правительства относится следующее: оно утверждает форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек; определяет общие требования к безопасности и охране труда для всех сфер деятельности; утверждает порядок и нормы лечебно-профилактического питания, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также устанавливает порядок обеспечения их средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счет средств работодателя; утверждает список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших 18 лет, предельные нормы переноски и передвижения тяжестей работниками, не достигшими 18 лет; утверждает список работ, на которых запрещается применение труда женщин, предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжестей женщинами; утверждает типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации; определяет порядок обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда; определяет порядок и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников; выполняет иные функции, возложенные на него конституцией, законами РК и актами президента РК.
Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений напротив сильно «поредела». Согласно внесенным изменениям, из компетенции уполномоченного органа исключено следующее: «принимает нормативные правовые акты РК, устанавливающие общие требования к безопасности и охране труда для всех сфер деятельности; устанавливает форму, порядок ведения и хранения трудовых книжек; по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения определяет список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предельные нормы переноски и передвижения тяжестей работниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста; по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения определяет список работ, на которых запрещается применение труда женщин, предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжестей женщинами; устанавливает порядок обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда; утверждает Типовое положение о службе безопасности и охраны труда в организации».
Как мы видим, компетенция государственных уполномоченных органов и правительства значительно пересмотрена. Такая тенденция прослеживается и в других нормативных правовых актах.
С рекламой полный порядок
В Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе» внесены существенные изменения. Появилось новое понятие – вывеска. Теперь вывеской считается информация о наименовании и роде деятельности субъекта торговли, включая его эмблемы, товарные знаки, бренды, размещаемая на недвижимых объектах в местах реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ таким субъектом.
Предпринимателям следует также обратить особое внимание на следующее изменение. Согласно пункту 1 статьи 11, к объектам наружной (визуальной) рекламы не относятся следующие объекты рекламы, размещаемые предприятиями торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг: вывеска; оформление витрин и окон; информация о режиме работы; внутреннее оформление помещений.
О частном предпринимательстве
Прежде всего, следует сказать, что индивидуальным предпринимателям после внесенных изменений будет проще. Так, в статью 565 Налогового кодекса внесено важное для ИП дополнение: «В случае утраты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (совместного индивидуального предпринимательства) по его заявлению в течение трех рабочих дней выдается дубликат этого документа, удостоверяющего государственную регистрацию». Эта норма вводится в действие с 1 января 2012 года.
Пункты 7 и 8 закона РК «О частном предпринимательстве» изложены в новой редакции:
«7. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства в соответствии с пунктами 3 и 8 настоящей статьи.
8. Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 человек или общая стоимость активов за год свыше 325000 МРП».
В сравнении со старой редакцией закона рамки для среднего бизнеса расширились. Раньше субъектами среднего предпринимательства считались индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек или среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325000 МРП установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Субъектами крупного предпринимательства ранее считались юридические лица, со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325000 МРП. Следует также отметить, что если раньше уполномоченный орган по предпринимательству разрабатывал и утверждал ежегодные планы проверок в области поддержки и защиты субъектов частного предпринимательства, то с внесением изменений эти планы будут полугодовые. Значительно расширены направления государственной поддержки частного предпринимательства. Они дополнены, в частности, такими направлениями: информационно-аналитическая поддержка субъектов частного предпринимательства; финансирование субъектов частного предпринимательства путем обусловленного размещения средств в банках второго уровня и иных юридических лицах; субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, субъектам частного предпринимательства.
Наконец, необходимо отметить такой важный момент: согласно внесенным изменениям, требования к субъектам частного предпринимательства устанавливаются только на уровне законов РК, указов президента РК, постановлений правительства РК. И никаких подзаконных правовых актов!
Проверки упорядочили
В закон «О государственном контроле и надзоре в РК» внесены существенные изменения. Так, уточнены формы контроля и надзора за деятельностью проверяемых субъектов частного предпринимательства.
Согласно внесенному дополнению, иные формы контроля и надзора проводятся органами контроля и надзора в соответствии с принципом необходимости и достаточности без посещения объектов (субъектов) контроля, за исключением случаев: установленных налоговым законодательством РК; если посещение связано с получением разрешительных документов, с обязательным уведомлением органов правовой статистики по месту нахождения объекта (субъекта) за сутки до его посещения; проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений; контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары.
Еще одно важное дополнение внесено в закон: предприниматели, знайте, что значительным отдалением от места расположения контролирующих и регистрирующих органов считается расстояние, превышающее сто километров от места регистрации акта о назначении проверки до места ее проведения. Расширены сферы деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор. Если раньше госконтроль производился в 92 сферах, то теперь их 96. В соответствии с внесенными изменениями госконтроль будет осуществляться за соблюдением законодательства РК о рекламе; в области архитектуры, градостроительства и строительства; в области ветеринарии; в области защиты и карантина растений.
Рассматриваемый нами закон вводится в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования (опубликован 13 июля 2011 года), за исключением некоторых пунктов.