Китайское влияние в Казахстане: отслеживать, паниковать нельзя
Общество встревожено ростом влияния Китая в Казахстане. Тревога понятная: по нашим меркам китайские деньги играют в нашей стра...Общество встревожено ростом влияния Китая в Казахстане. Тревога понятная: по нашим меркам китайские деньги играют в нашей стране все большую роль. Хотя, с другой стороны, нельзя отрицать реальность: в условиях полного или частичного закрытия рынков фондирования на Западе рост китайского фактора в Центральной Азии в целом, и в Казахстане в частности, очевиден.
На самом же деле многое в политике казахстанского правительства делается вкривь и вкось. Если в Поднебесной дают взаймы под хорошие условия, то почему бы эти деньги не взять. На фоне амбициозных задач Казахстана по диверсификации экономики – это хорошая финансовая подпитка. Однако любые кредитные транши и займы без должной разъяснительной работы могут дать какие угодно плоды.
На фоне пассивности властей и неумения объяснить свои действия обществу возникает нездоровый ажиотаж. Он понятен: полуторамиллиардный Китай проглотит 16-миллионный Казахстан за скромным завтраком. Ситуацией, когда власти демонстрируют свою неэффективность, пользуются все, кому хочется политического веса в дезориентированной стране.
Вопрос первый: куда идут китайские кредиты
По сути, на кредиты, привлеченные из Китая, казахстанское правительство развивает мотор экономики: ресурсную базу и энергетическую инфраструктуру.
В общей сложности в 2010 году были выделены две кредитные линии со стороны Китая на общую сумму в $13 млрд. Причем $3 млрд госфонд «Самрук-Казына» тратит на рефинансирование займа «Самрук-Энерго» ($300 млн), проекты «Казахмыса» (Бозшаколь, Бозымчак, Абыз и другие – на общую сумму $2,7 млрд).
При этом $10 млрд предоставлены китайским «Эксимбанком». Из них $5 млрд расходуются «Банком развития Казахстана» на проекты внутри республики. А еще $5 млрд предоставляются для финансирования совместных проектов АО «НК «КазМунайГаз» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации и распределены следующим образом: строительство газопровода Бейнеу – Бозой – $1,319 млрд, приобретение долей в «Мангистаумунайгаз» – $2,6 млрд, прочие проекты в нефтегазовой отрасли – $1,081 млрд.
По мнению профессора, доктора экономических наук, президента Ассоциации вузов РК Рахмана Алшанова, Китай весьма заинтересован в обеспечении собственной экономики сырьевыми ресурсами. «Так как Казахстан близко, а руда, металлы, нефть под боком, Китай заинтересован в проникновении на наш рынок. С точки зрения Китая – это логично. Когда на Западе нам денег не дают, нужно брать деньги там, где их дают. С точки зрения казахстанских властей – тоже логично», – говорит он.
Иного мнения придерживается ведущий сотрудник Института экономики МОН РК Олег Егоров. «Куда ни посмотри, Казахстан если не проигрывает, то уж существенно ничего не выигрывает. Да, мы пустили китайцев в «Мангистаумунайгаз» на паритетных началах за их деньги. Причем выгоды пока я не вижу», – подчеркнул эксперт.
Вопрос второй: куда идут китайские инвестиции
Согласно версии казахстанских властей, китайские инвестиции идут на создание в стране новой и реанимацию старой генерирующей и промышленной инфраструктуры.
В частности, на строительство завода по производству первичного алюминия в Павлодаре ($1 млрд), газохимического комплекса в Атырауской области ($6,3 млрд), завода по производству дорожных битумов в Актау ($240 млн), магистрального газопровода Бейнеу – Бозой – Акбулак ($2,319 млрд), Мойнакской ГЭС ($361 млн), реконструкцию и модернизацию Атырауского, Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов ($1,11 млрд и $1,091 млрд).
По словам г-на Алшанова, Китаю, особенно после проблем с поставками сырья из Австралии, ничего другого не остается, как искать новые источники поставок. «Финансирование всех вышеперечисленных проектов из китайских источников есть не что иное, как плата за вхождение китайских компаний в нефтегазовую отрасль Казахстана. С другой стороны, как недавно заявили власти Поднебесной, они не собираются угрожать суверенитету соседних стран», – заметил он.
Однако Олег Егоров опасается, что соглашения с Китаем могут оказаться невыгодными для Казахстана. «Китайские структуры выиграли тендер на реконструкцию Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Японцы предлагали осуществить модернизацию за $3 млрд, тогда как Китай – всего за $1 млрд. Разница лишь в том, что победители тендера будут вывозить всю ароматику в Китай», – пояснил г-н Алшанов.
Вопрос третий: куда может уйти казахстанская земля
Вопрос о казахстанской земле, которую якобы могут отдать Китаю в аренду, оброс бородой. Он имеет большую историю, хотя до сих пор не потерял актуальность. Еще в 2009 году президент РК Нурсултан Назарбаев имел неосторожность рассказать о предприимчивости китайцев, попросивших 1 млн гектаров для земледелия, как это быстро растиражировали СМИ.
Зерно попало в благодатную почву. Казахстанское общество может внимать чему угодно и как угодно, только не идеям, исходящим от восточного соседа. Его оно просто боится.
То, что в казахстанском законодательстве прописана аренда земли для граждан РК сроком до 49 лет, а для иностранцев – до 10 лет, никого не успокаивает. Вместе с тем норма, согласно которой пролонгировать аренду могут только граждане РК, но ни в коем случае не иностранцы – только вызывает раздражение.
Впрочем, отсутствие любых юридически оформленных договоров, согласно которым Казахстан готов предоставить 1 млн гектаров Китаю для выращивания сои и рапса, также не убеждает. Власти заявляют о неправильной трактовке выступления президента РК перед иностранными инвесторами в декабре 2009 года, тогда как оппозиционные партии продолжают будоражить общество слухами о готовности властей передать землю китайцам.
Даже отсутствие земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, ни о чем не говорит. Так, по данным государственного земельного кадастра, на 1 ноября 2010 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 93,4 млн гектаров, из них 47,8 млн гектаров предоставлены для ведения крестьянского хозяйства, 44,1 млн гектаров – находятся у негосударственных юридических лиц (ТОО, АО, сельхозкооперативы). Остались только земли так называемого запаса (109,1 млн гектаров), которые находятся в пустынной и полупустынной зонах. Они низкого качества, без какой бы то ни было инфраструктуры, находятся в значительной удаленности от населенных пунктов и центров обслуживания (элеваторов, железных и автомобильных дорог), поэтому вложение больших инвестиций путем привлечения иностранцев для освоения земель запаса вызывает большие сомнения.
По мнению г-на Егорова, слухи о земле, которую казахстанские власти готовы отдать в аренду Китаю, не больше, чем провокация. «Но вину правительства отрицать глупо. Слухи надо было пресекать на корню, еще в 2009 году. Без перегибов, «охоты на ведьм», но решительно и быстро. Сейчас ситуация еще не вышла из-под контроля, но весьма к этому близка», – предупреждает эксперт.
По словам г-наАлшанова, причин для беспокойства пока не видно. «Но и успокаиваться нельзя. Надо себе отдавать отчет в том, что нашим соседом является экономически мощный Китай. Политика – это игра. Верить на слово китайским чиновникам высокого ранга нужно, однако нельзя забывать и об осторожности. Необходимо внимательно и четко отслеживать все кредиты и инвестиции из Китая, особенно на предмет их условий. Для этого они должны быть прозрачными и доступными для общества. Только так можно остановить волну домыслов и слухов по поводу экспансии Китая в Казахстан», – резюмирует он.