«Не так страшен талиб»?

Афганцы готовы бороться с терроризмом и наркотрафиком Редкая возможность представилась на этой неделе алматинским журналиста...

Афганцы готовы бороться с терроризмом и наркотрафиком

Редкая возможность представилась на этой неделе алматинским журналистам – услышать оценки и прогнозы ситуации в Афганистане из уст самих афганских общественных деятелей и экспертов: 8 июня в пресс-центре агентства «Интерфакс» прошла пресс-конференция « Сценарии для Афганистана и трансформация региональной безопасности».

Среди казахстанских экспертов афганская тема очень популярна – редкий «круглый стол» по региональной проблематике обходится без упоминания о ней. Это понятно, коль скоро вызвано объективными причинами: географической близостью Афганистана, геополитической сложностью ситуации в нем. Но – что скрывать! – нередко в Казахстане рассуждать о данной теме берутся люди, никогда не бывавшие в этой сложной стране, ни одного из бытующих в ней языков не знающие… В общем, «кабинетные» эксперты. Тех, кто не попадает в такие характеристики, в Казахстане – буквально по пальцам одной руки пересчитать. А того, чтобы в экспертных дискуссиях принимали участие сами афганцы, не было, кажется, с момента падения режима Наджибуллы.

Прервал эту традицию известный эксперт по проблемам безопасности в Центральной Азии Александр Князев, инициировавший совместно с «Афганским центром «Ариана»» проведение в Алматы масштабной международной конференции по Афганистану, в рамках которой в Казахстан приехали ряд видных экспертов из этой страны. В том числе – основатель Фонда имени Ахмад Шаха Масуда и родной брат «знаковой фигуры» афганского политического «поля», покойного лидера афганских таджиков, Ахмад Вали Масуд.

Многое было сказано афганскими гостями на пресс-конференции. Например, очень важный тезис: Афганистан является одновременно и жертвой, и угрозой для других стран через распространение наркотиков, подготовку террористов. Но начать надо с главного – г-н Масуд заявил, что те силы в афганском обществе, которые он представляет, готовы и намерены бороться с талибами. Важный нюанс в этом заявлении: убийство Усамы Бен Ладена не означает, что ситуация кардинально изменится; «культура террора, существующая в Афганистане, не исчезнет с ликвидацией одного человека».

Главным «ответственным» за сегодняшнюю ситуацию в Афганистане он «сделал» пакистанскую сторону – именно Пакистан является «очагом терроризма и прибежищем «Аль-Каеды»». Примирение с талибами, о котором много говорят, не является реальным – это лишь политическая «игра» пакистанской стороны.

– Мы за мир, но – чтобы он был реальным и устойчивым, – заявил г-н Масуд.

А что по поводу перспектив создания постоянной военной базы в Афганистане, которая будет функционировать и после ухода из страны западных войск? По этому поводу г-н Масуд заметил, что сейчас идут стратегические переговоры, и – «очень важно, чтобы весь народ Афганистана был услышан при этом». Он дал понять, что полезность и функциональность этой идеи будет зависеть от того, насколько будет учитываться мнение «всего афганского народа» и насколько постоянная военная база будет ему выгодна.

Учитывая, что все последние десятилетия афганский народ ни разу не выступал как нечто единое, можно с большой долей уверенности прогнозировать, что среди афганцев найдется немало тех, кто решит, что «мнение всего афганского народа» при создании базы недостаточно учтено. И, значит, этому можно оппонировать. Известным афганским образом.

Ахмадулла Васток, председатель общественного объединения «Афганский центр «Ариана»», заметил, что в Афганистане две беды. Первая – «не то чтобы беда, но»… Это то, что Афганистан – страна исламская. Этим пользуются некие силы во вне страны, чтобы направить Афганистан в «немирный путь». Вторая беда – это именно беда – неграмотность населения.

– Более 90% населения страны неграмотны, а таких куда хочешь, туда и можешь повести. И это может натворить много бед, – справедливо заметил г-н Васток.

Но, вместе с тем, подчеркнул он, угрозы со стороны собственно афганского народа до сих пор для среднеазиатских стран и вообще зарубежья нет и не было. Даже наркотрафик, идущий из Афганистана, – это не результат деятельности афганцев, а внешних «огромных «рук», с которыми афганский народ не может бороться.

– Война в Афганистане – это орудие, которое используют арабские страны, Пакистан. Но не надо из «мухи» делать «слона». Талибы – это стихийные группировки, направленные на то, чтобы ограничивать свободу, особенно свободу женщин. Но не надо всерьез их воспринимать – это маленький «микроб», которого можно быстро уничтожить. А потом взяться за «большого микроба» – за «Аль-Каеду». Я могу уверенно заявить, что никогда ни талибы, ни «Аль-Каеда» не представляли никакой серьезной угрозы для Казахстана. Для этого у них не хватит ни силы, ни смелости, – заявил г-н Васток.

Что ж – «не так страшен талиб, как его «малюют»? Вероятно, мы в Казахстане уже скоро сможем оценить, насколько прав в этом смысле афганский эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤