С кого премьер может «снять стружку»?
Поставленные задачи требуют мобилизации всех ресурсов «Снять стружку» пообещал глава правительства Казахстана Карим Масимов...Поставленные задачи требуют мобилизации всех ресурсов
«Снять стружку» пообещал глава правительства Казахстана Карим Масимов с акимов тех областей, в которых возросли цены на продукты питания.
На прошедшей в Астане коллегии министерства индустрии и новых технологий он заявил: «Предупреждаю – буду «снимать стружку» за цены, в первую очередь на продукты питания: посмотрите, в некоторых областях – нормально, в некоторых – никуда не годится». Наказание не заставят себя долго ждать – премьер-министр пообещал провести на этой неделе селекторное совещание.
«К сожалению, январь был в этом смысле не очень удачным», – констатировал Карим Масимов.
Что касается итогов коллегии, то глава Мининдустрии Асет Исекешев отметил, что «в целом результаты 2010 года можно назвать достаточно позитивными».
Для точечных и более четких действий в прошлом году правительством были приняты 13 отраслевых программ, в которых содержится более 60 новых инструментов поддержки бизнеса. Определены более качественные механизмы для привлечения инвесторов, что дало старт мощной работе по всем отраслям.
И результаты, с учетом уже наработанной базы, не преминули сказаться. Так, в машиностроении ИФО составил 158%. В целом в рамках ФИИР в отрасли в 2010 году запущено 15 проектов.
«В машиностроении приоритетными были признаны четыре направления», – подчеркнул председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев. Это развитие транспортного машиностроения, в том числе железнодорожного, горнорудного, нефтегазового и сельскохозяйственного. Сегодня обсуждается включение и другого перспективного «кандидата» – приборостроения.
«Мы знаем о крупных проектах в отрасли – это и локомотивосборочный завод в Астане, большие планы связаны с проектом производства электровозов на базе Атбасарского локомотивного депо, идет строительство завода по производству пассажирских заводов совместно с испанской компанией Talgo. Более того, свыше тысячи наименований запасных частей освоено в прошлом году в рамках увеличения казсодержания», – рассказал г-н Пшембаев.
Не менее впечатляющи итоги в горнорудном направлении. В 2010-м создан Карагандинский машиностроительный консорциум, в который вошли более 30 предприятий. «Большие надежды возлагаются на развитие нефтегазового машиностроения. Новый концептуальный подход требует и развития сельскохозяйственного направления, так что не помешало бы создать специальный департамент в стенах МИНТ», – предложил выступающий.
«Хорошие показатели у нас практически во всех отраслях, – подчеркнул г-н Исекешев. – Первый год реализации отраслевых программ и в целом ФИИР показал большой потенциал. И мы надеемся, что дальнейшие планы в этом году также будут выполнены».
Эффект должна дать общая перезагрузка всей инновационной системы. Впервые в прошлом году была запущена грантовая программа. На основании рекомендаций независимой комиссии принято решение о предоставлении инновационных грантов по 38 проектам на сумму 1,7 млрд. тенге.
«Были привлечены немалые средства Банка развития Казахстана. В прошлом году БРК продолжил финансирование расширения Актауского морского порта, строительства Мойнакской ГЭС в Алматинской области, газотурбинной электростанции в Уральске, производства каустической соды в Павлодаре, а также расширения ферросплавного завода в Таразе», – сказал председатель правления банка Гали Искалиев.
В 2010 году группой БРК введены 18 объектов стоимостью $1,4 млрд., большая часть которых – стратегические инвестиционные проекты Правительства Казахстана.
«Если в период кризиса основной груз развития экономики ложился на плечи государства, то сейчас фокус должен перейти на частный сектор», – считает Карим Масимов. «Частный сектор должен стать основным локомотивом развития государства», – подчеркнул он.
«До конца марта мы проведем все экспертизы и окончательно актуализируем Карту. Пока предварительно в ней будет более 500 проектов», – конкретизировал Асет Исекешев. «И если в 2009 году было освоено 500 млрд. тенге, в 2010-м – 800, то в 2011 году планируется к освоению 1,3 трлн. тенге. В этом году будут запущены такие крупные проекты, как железнодорожная линия Жетыген – Хоргос, Узень – граница с Туркменистаном, Мойнакская ГЭС, завод по производству труб в Атырау и многие другие».
«Главным вопросом 2010 года был старт форсированного индустриально-инновационного развития, – подвел итог премьер-министр. – Результаты неплохие, основа для последующего развития есть. Задачи на последующие годы требуют мобилизации всех наших ресурсов как со стороны государства, так и предпринимателей».