Мы будем жить теперь по-новому
Очень хотелось бы верить В конце декабря Главой государства был подписан ряд краеугольных законов, вносящих весьма существен...Очень хотелось бы верить
В конце декабря Главой государства был подписан ряд краеугольных законов, вносящих весьма существенные изменения в действующее законодательство Республики Казахстан. На днях они были опубликованы. «Капитал.kz» кратко проанализировал ряд из них.
Так, Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2010 года № 372-IV внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности.
Главными целями данного Закона являются совершенствование деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, усиление контроля за оборотом оружия и субъектами охранной деятельности, а также разграничение функций между государственными органами. В частности, настоящим Законом вносятся существенные изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», Закон «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», Закон «О физической культуре и спорте», Закон «Об охранной деятельности», Закон «Об органах юстиции», Закон «О частном предпринимательстве» и другие.
Соблюдайте тишину!
Законом ужесточается административная ответственность за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок.
Так, к примеру, статья 333 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан изложена по-новому. Вот старая редакция этой статьи. «Нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, – влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере до двух, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, – в размере до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере до сорока месячных расчетных показателей».
Теперь, согласно принятым изменениям, статья 333 КоАП РК изложена в следующей редакции: «Нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, - влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере двух, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, – в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере сорока месячных расчетных показателей.
То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, – в размере двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере восьмидесяти месячных расчетных показателе».
Не ходите дети в темноте гулять
Согласно подпункту 4) пункта 3 статьи 1 анализируемого Закона, статья 336-2 Кодекса об административных правонарушениях изложена в следующей редакции:
«Статья 336-2. Немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в общественных местах
1. Немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в общественных местах – влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей» (в старой редакции было – влечет штраф в размере от одного до двух месячных расчетных показателей).
Внимание! Законом вводится запрет на нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилых помещений в ночное время, а также предусматривается административная ответственность за его нарушение (согласно подпункту 5) пункта 3 статьи 1 Закона, Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 336-4 следующего содержания:
«Статья 336-4. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища
1. Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра – влечет предупреждение законных представителей.
2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на законных представителей в размере пяти месячных расчетных показателей».
Также следует отметить, что Законом определяются требования к организаторам спортивно-массовых и зрелищных культурно-массовых мероприятий в части обеспечения надлежащих условий безопасности граждан и участников.
Следует обратить особое внимание на то, что рассматриваемым Законом предусмотрена передача медицинских вытрезвителей, центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних в ведение органов здравоохранения и образования, а реализация миграционной политики и функция документирования населения теперь в компетенции Министерства внутренних дел РК. Здравый смысл возобладал. Может быть, порядка будет больше, а беспредела – меньше.
Оружие и охранная деятельность
Согласно пункту 10 статьи 1 анализируемого Закона, максимальное количество огнестрельного оружия у одного владельца сокращается с пяти до двух единиц (однако следует подчеркнуть, что эта норма не распространяется на владельцев, которые сейчас уже имеют зарегистрированное оружие).
Кроме того, данным Законом устанавливается запрет на использование охранными организациями нарезного огнестрельного оружия, предусматривается обязательная регистрация в органах внутренних дел электрического оружия. А согласно подпункту 6) пункта 10 статьи 1 Закона, для владельцев огнестрельного оружия вводится обязанность при перемене места жительства снимать его с учета в органах внутренних дел с постановкой на учет по новому месту жительства в течение 10 дней.
Настоящим Законом также ужесточается контроль за охранной деятельностью. Так, количество субъектов охранной деятельности сокращается от пяти до двух, вводится запрет на оказание охранных услуг аффилиированными структурами. Устанавливается ряд требований к работникам частных организаций. Так, не могут быть приняты на работу в охранные предприятия лица, ранее судимые, а также освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, привлекавшиеся в течение года к административной ответственности, уволенные из правоохранительных органов по отрицательным мотивам.
Частное предпринимательство
Всем субъектам малого предпринимательства необходимо обратить внимание на следующее изменение. Пункт 4 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», изложенный так: «Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
- деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
- деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
- банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторскую деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг:
- дополнен абзацем тринадцатым следующего содержания: «охранную деятельность».
Думается, кратко проанализированный нами Закон даст возможность снизить уровень правонарушений и обеспечить эффективность государственного контроля за оборотом огнестрельного оружия и охранной деятельностью. Кроме того, многие функции переданы именно тем госорганам, которые априори должны ими заниматься: медвытрезвители – медикам, реализацией миграционной политики и документированием населения будут заниматься органы МВД.
Хотелось бы также отметить, что согласно статье 2, данный Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования – 11 января 2011 года, за исключением пункта 12 статьи 1 (касаемо охранной деятельности), который вводится в действие по истечении одного года со дня введения в действие настоящего Закона.
При этом субъекты охранной деятельности обязаны в течение трех месяцев со дня введения в действие пункта 12 статьи 1 Закона привести свою деятельность в соответствие с настоящим Законом.
Органы прокуратуры
Значительные изменения внесены в деятельность органов прокуратуры – это очень важно и своевременно. Так, Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2010 года № 372-IV внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры.
Следует отметить, что данный Закон направлен на совершенствование организации деятельности органов прокуратуры, законодательное закрепление роли и места органов прокуратуры в координации правоохранительной деятельности, а также на устранение процессуальных ограничений по предъявлению инициативных исков прокуроров в защиту трудовых, жилищных и иных прав граждан в социальной сфере.
Кроме того, Законом исключается запрет на осуществление прокуратурой предварительного следствия по уголовным делам.
Следует отметить, что настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования – 11 января 2011 года.
Коррупция и как с ней бороться…
Про коррупцию тоже не забыли.
В частности, Законом Республики Казахстан от 29 декабря № 371-IV внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией.
Данным Законом, в частности, внесено важное изменение в Трудовой кодекс Республики Казахстан. Так, статья 26 Трудового кодекса дополнена пунктом 2 следующего содержания: «Не допускается трудоустройство в коммерческую организацию лица в течение одного года после прекращения им государственной службы, если в период выполнения государственных функций указанное лицо в силу своих должностных полномочий непосредственно осуществляло контроль в форме проверок деятельности данной коммерческой организации либо деятельность данной коммерческой организации была непосредственно связана с указанным лицом в соответствии с его компетенцией». Принятие такой нормы продиктовано и временем (не поздновато ли?), и опять же здравым смыслом.
Хотелось бы отметить, что Закон Республики Казахстан «О государственной службе» дополнен очень интересной и важной статьей 18-2 следующего содержания – Конфликт интересов:
1. Государственному служащему запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов.
2. Государственный служащий должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
3. Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя или руководство государственного органа о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Непосредственный руководитель или руководство государственного органа по обращению государственного служащего или при получении информации из других источников должны своевременно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе:
1) поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей государственного служащего по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;
2) изменить должностные обязаности государственного служащего;
3) перевести государственного служащего с его согласия на другую должность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Государственный служащий, его непосредственный руководитель и руководство государственного органа несут дисциплинарную ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию известных им случаев конфликта интересов».
Хотелось бы верить, что этот Закон будет неукоснительно исполняться, а коррупции станет хоть чуточку меньше.
Следует также отметить, что данный Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования – 11 января 2011 года.
Транспорт
Наконец, необходимо сказать несколько слов и про закон, касающийся вопросов транспорта. Самое главное – после вступления его в действие перевозки пассажиров автобусами и микроавтобусами в международном и междугородном сообщениях будут лицензироваться. А это значит, что за руль теперь вряд ли сядет кто попало, а безопасность, сильно хотелось бы верить, на наших дорогах будет значительно повышена.
Итак, Законом Республики Казахстан от 28 декабря 2010 года № 368-IV внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта. Теперь кратко проанализируем данный Закон.
Он направлен на совершенствование системы государственного регулирования транспорта и перевозочного процесса, приведение национального законодательства в соответствие с международными соглашениями, а также на реализацию Транспортной стратегии до 2015 года, утвержденной указом президента РК от 11 апреля 2006 года № 86.
Цель настоящего Закона – усовершенствование системы государственного регулирования деятельности транспорта и перевозочного процесса, устранение правовых пробелов в сфере транспорта, а также приведение национального транспортного законодательства в соответствие с нормами международного права.
Вносимые поправки направлены на введение лицензирования перевозок пассажиров автобусами и микроавтобусами в международном и междугородном сообщениях, доступа пользователей к автоматизированной системе управления пассажирскими железнодорожными перевозками по продаже проездных билетов, организации деятельности железнодорожных вокзалов. Кроме того, в законе предусмотрены нормы по определению национального морского перевозчика.
Законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, в Земельный, Водный, Экологический, Трудовой и Бюджетный кодексы, а также в Налоговый кодекс. Кроме того, законом вносятся изменения и дополнения в 13 законов, в числе которых законы «О транспорте в РК», «О безопасности дорожного движения», «О нормативных правовых актах», «Об автомобильных дорогах», «О железнодорожном транспорте», «О торговом мореплавании», «Об автомобильном транспорте», «О внутреннем водном транспорте» и другие.
Также необходимо отметить, что рассматриваемым Законом устанавливается запрет на строительство объектов дорожного сервиса в полосе отвода автодороги. Такие объекты отныне будут располагаться в придорожной полосе.
Отметим еще ряд существенных изменений. В частности, Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 447-5 следующего содержания: «Статья 447-5. Отсутствие у водителей автотранспортных средств договора перевозки при осуществлении нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа во внутриреспубликанском сообщении, отсутствие у водителей автотранспортных средств договора перевозки при осуществлении нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа во внутриреспубликанском сообщении – влечет штраф в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей».
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования – 8 января 2011 года, за исключением пунктов 6, 7, подпункта 5) пункта 15 и пункта 19 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2011 года; подпункта 11) пункта 17 статьи 1, который вводится в действие по истечении 6 месяцев после первого официального опубликования.