Пятипартийная форма правления
В Парламент Кыргызстана выбрали оппозицию революционным властям Итоги выборов в горной республике оказались неожиданными даж...В Парламент Кыргызстана выбрали оппозицию революционным властям
Итоги выборов в горной республике оказались неожиданными даже для лидеров партий. В минувшее воскресенье в Кыргызстане торжественно провели парламентские выборы. В гонке за депутатскими мандатами принимали участие 29 партий. Однако в число законодателей просочились представители лишь пяти из них. При этом ни одной из победительниц не удалось завоевать симпатии подавляющего большинства избирателей.
Парламент Кыргызстана будет сформирован из представителей партий, которые называли фаворитами выборов задолго до дня голосования. Это «Ата-Журт», СДПК (Социал-демократическая партия Кыргызстана), «Ар-Намыс», «Республика» и «Ата-Мекен». Предполагалось, что лидировать в парламенте будут левые – «Ата-Мекен» и СДПК. Обе партии активно участвовали в апрельской «революции» и конституционной реформе. Обе с шумом отметили победу после того, как закрылись участки для голосования. Но праздновали они, как выяснилось, рано.
Лидирующие позиции, к удивлению многих наблюдателей, удалось завоевать новичку на политической арене – партии «Ата-Журт», в которой нашли пристанище сторонники Курманбека Бакиева, бывшие чиновники и члены его партии «Ак Жол». В основном, голоса за «Ата-Журт» отдали жители южных областей Кыргызстана, что позволило экспертам говорить о том, что выборы, как и предсказывалось, усугубят региональные противоречия в стране.
«Лидерство партии «Ата-Журт» по итогам парламентских выборов свидетельствует о солидарности жителей южных регионов, – говорит директор Центра методологии науки и социальных исследований Национальной академии наук республики Нурбек Омуралиев. – Если жители южных областей традиционно поддержали «своих», то у северного электората выбор оказался слишком большой. Было много партий, возглавляемых северными лидерами. Амбиции лидеров данных организаций сыграли с ними злую шутку».
«Избиратели голосовали не за парламентскую форму правления, а за жесткую вертикаль власти, – убежден другой эксперт, глава центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. – Для многих итоги голосования стали неожиданностью, но это свидетельствует о том, что выборы действительно прошли честно, без вмешательства в процесс административного ресурса. Из-за слабой политики временных властей, особенно после трагедии на юге, у народа развилась ностальгия по сильной руке. Люди устали от демократической риторики, на фоне которой льется кровь и гибнут люди. Победу «Ата-Журту» принесла массовая поддержка южного электората. Тогда как реформаторов «прокатили». Это показывает, что доверие к демократии у населения падает».
«Результаты голосования в Кыргызстане – реакция граждан на политику временного правительства, – считает директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова. – Люди голосовали назло нынешней власти. Никто не ожидал, что «Ата-Журт» наберет такой большой процент голосов, но это урок на будущее всем партиям и политикам. С другой стороны, такая ситуация косвенно свидетельствует о том, что выборы прошли честно. Ведь если бы применялся административный ресурс, больше всего голосов было бы у партии власти».
Четыре из партий, прошедших в парламент, считаются пророссийскими. С лидером партии «Ар-Намыс» Феликсом Куловым встречался президент России Дмитрий Медведев. Глава СДПК Алмазбек Атамбаев имел рандеву с Владимиром Путиным. Омурбек Бабанов, руководящий партией «Республика», был в Москве на смотринах у Нарышкина. Партия «Ата-Журт», в свою очередь, громогласно заявляла о высоких связях в России, но вояж совершила только в Казахстан. Ее лидер Камчибек Ташиев был принят Нурсултаном Назарбаевым. Впрочем, по числу зарубежных «путешествий» всех переплюнул руководитель «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев. Он встречался и с Назарбаевым, и с его турецким коллегой, и с представителями российской политической элиты. Однако по результатам выборов его партия хоть и вошла в парламент, но с наименьшими баллами, чем у четырех предыдущих.
Наблюдатели из стран ближнего и дальнего зарубежья в один голос заявили, что подобных выборов в Центральной Азии доселе не было. И дело даже не в большом количестве партий, принимавших в них участие, а в том, что ни одна из политических организаций не позволила конкурентам использовать так называемый административный ресурс. По сути, голосование, в котором приняло участие более половины избирателей, показало реальные предпочтения электората. Они, увы, оказались весьма разношерстными, что может создать проблемы при формировании правительства.
Согласно новой Конституции республики, именно парламент должен формировать правительство. Эта прерогатива должна была достаться партии, за которую отдало бы голоса большинство избирателей.
Однако даже «Ата-Журт», лидирующая по числу бюллетеней, заполненных в ее пользу, сумела завоевать только 10% из ста! Но даже это стало большим ударом по революционным властям. «Ата-Журт» считается в Кыргызстане партией оппозиционной. Впрочем, как и еще две, прошедшие в Жогорку Кенеш – «Ар-Намыс» и «Республика». При этом, «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» жестко критиковали парламентскую форму правления и обещали вернуть страну к президентской.
Многие эксперты полагают, что у партий могут возникнуть проблемы при создании дееспособных коалиций. Тем не менее, предположений, в каком формате состоится сотрудничество политических игроков в парламенте, пруд пруди.
«Коалиция в парламенте будет, и не одна, – полагает известный в Кыргызстане эксперт, глава Ассоциации политологов страны Нур Омаров. – Это обусловлено такими факторами, как личности лидеров, их политические предпочтения. Наиболее вероятная конфигурация нового парламента выглядит так: «Ата-Мекен» и СДПК объединят усилия, и, возможно, к ним примкнет еще одна партия, если, конечно, им удастся достичь договоренности о назначении своих людей в будущее правительство.
Тогда появится возможность формирования некоего квалифицированного большинства в парламенте, которое сможет предложить кандидатуру спикера и премьер-министра». В этом случае «Ар-Намыс» и «Ата-Журт» будут выступать в роли оппозиции.
«В будущем парламенте Кыргызстана возможно три варианта коалиции, – убежден его коллега Сергей Масаулов. – Здесь могут объединиться СДПК, «Ар-Намыс» и «Республика». Вероятна коалиция между СДПК, «Республикой» и «Ата-Мекен». Но нельзя сбрасывать со счетов, что партия «Ата-Журт», как лидер гонки, пожелает объединиться с «Республикой». Причем на таком варианте, вероятнее всего, будут настаивать именно «республиканцы», поскольку результат не оправдал их ожиданий. К ним присоединится и «Ар-Намыс».
А, по мнению Нурбека Омуралиева, в Парламенте Кыргызстана возможно создание двух форм коалиции. Первая из них будет зависеть от внешнего влияния, а вторая – от внутреннего.
«Ввиду того, что партии «Ар-Намыс», «Республика» и СДПК имеют лобби со стороны официальной Москвы, возможно создание коалиции в Жогорку Кенеше из их числа, – полагает он. – Еще один вариант коалиции вероятен при объединении партий «Ата-Журт», «Ар-Намыс» и «Республика». Но нет гарантий, что они смогут договориться между собой, так как в обоих вариантах развития событий решающую роль сыграют амбиции лидеров. Позиции же лидера «Ар-Намыса» Феликса Кулова и лидера СДПК Алмазбека Атамбаева непримиримы, что исключает возможность их объединения. Несмотря на то, что председатели партий «Ата-Мекен» и «Ата-Журт» являются выходцами из южного региона, они не смогут договориться, поскольку и у них разные позиции.
«Пятый созыв заложит основу к созданию коалиций по принципу: «Ата-Журт» и «Ар-Намыс» против демократов в лице СДПК, «Ата-Мекена» и «Республики», – убежден, в свою очередь, Кадыр Маликов.
«Победа «Ата-Журт» на выборах не значит, что она будет формировать правительство, – говорит политолог Марс Сариев. – Вариации коалиций возможны самые разные. Наиболее реальная комбинация объединения СДПК, «Ата-Мекена» и «Республики». Партия «Ата-Журт», возможно, объединится с «Ар-Намысом».
Впрочем, скорее всего, партии будут объединяться в парламенте не по политической ориентации, а по личностным предпочтениям их лидеров. Тем более что в Кыргызстане они, как правило, представляют собой команды поддержки того или иного лидера. «Большую роль в объединении партий сыграют личностные взаимоотношения лидеров политических организаций Кыргызстана», – говорит правовой эксперт правозащитного центра «Граждане против коррупции» Абдыкерим Аширов. С ним трудно не согласиться.
Так, к примеру, Феликс Кулов испытывает большую неприязнь к Алмазбеку Атамбаеву. Тот отвечает ему взаимностью. «Дружба» между ними сложилась еще во время правления Курманбека Бакиева, которого они предполагали свалить вместе еще в 2006-2007 годах. Но оба, забыв об общих, казалось бы, интересах, попеременно занимали важные посты в его правительстве. Не сложились отношения у Атамбаева и с «атажуртовцами». Пару месяцев назад лидер СДПК призывал своих сторонников «бомбить» их дома. Так что, очевидно, Кыргызстану еще далеко до стабильности и, уж тем более, формирования эффективного правительства.
«Думаю, что при том раскладе, который мы имеем, будет сформировано недолговечное коалиционное правительство, – полагает директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова. – Так что политикам еще рано расслабляться».
Нур Омаров, вместе с тем, настроен еще более пессимистично. Он полагает, что в течение следующего года население Кыргызстана, убедившись в неэффективности парламентской формы правления, разочаруется в ней. И тогда в стране либо грянет новая революция, либо... республика, так или иначе, вернется к президентской форме правления.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.