Как продать бизнес подороже
Факторы для повышения стоимостиФинансовый кризис привел к тому, что топ-менеджмент компаний вынужден задумываться о том, как выж...Факторы для повышения стоимости
Финансовый кризис привел к тому, что топ-менеджмент компаний вынужден задумываться о том, как выжить в трудные времена. Именно в этот момент, по мнению аналитиков, компании должны отойти от стратегии быстрого роста в сторону сохранения прежних темпов роста. Такое мнение высказал Владимир Колченко, советник Baker Tilly, в ходе конференции «Корпоративные финансы», которая прошла 20-21 мая в Алматы.
В последние годы экономика Казахстана развивалась быстрыми темпами, что было обусловлено рядом хорошо известных факторов. Во-первых, высокими ценами на углеводородное, горнорудное сырье и металлы, во-вторых, большими притоками заемных средств с внешних рынков капитала, заявил г-н Колченко.
При этом интерес со стороны внешних инвесторов к казахстанскому бизнесу подтверждают сделки по приобретению зарубежными компаниями активов в республике: CNPC- Petrokazakhstan, АО «Вымпелком» - K-Mobile, финансовой группы UniCredit – АО «АТФ-Банк», Allianz Group –АО «АТФ-Полис» и многими другими сделками.
«Несмотря на видимые трудности, банковская коррекция выведет на первое место основные преимущества казахстанской экономики: это уверенный рост потребительского рынка, определяемый устойчивым ростом доходов населения и большим приток иностранных инвестиций», - заявил эксперт.
По его мнению, рост цен внешних денег в мире, недостаточность заемных средств на внутреннем рынке остро сказываются на текущем финансировании многочисленных инвестиционных проектов, заложенных за последние 1-2 года. Поэтому в настоящее время главными задачами для местных компаний являются возможность привлечения иностранных инвесторов, удачного размещения акций на фондовых биржах, объединения бизнеса и создания новых конкурентных преимуществ, снижение издержек и качества управления. «При данных процедурах важным вопросом остается определение стоимости компании, от которой зависит количество привлеченных средств, число выпущенных акций и доля в объединенной компании», - пояснил советник.
Однако, по мнению Владимира Колченко, не стоит забывать и о вероятных рисках при сделках слияний и поглощений. Во-первых, владельцы, продавая бизнес при неблагоприятных обстоятельствах, могут согласиться на слишком низкую цену, а покупатели рискуют приобрести бизнес, не соответствующий их интересам, или заплатить слишком много.
Определение стоимости и влияющих на нее факторов – критически важные элементы в процессе слияний и поглощений.
Продавцы часто бывают мало информированы в той же степени, что и покупатели. Во многих случаях владельцы продаваемой компании не знают, сколько стоит компания, следует ли им продавать ее, где найти потенциальных покупателей, какие из покупателей могут заплатить больше других, как заставить их заплатить больше, и как приступить к процессу продажи. В конце концов, многие продавцы в течение всей своей карьеры сталкиваются с подобной сделкой только один раз.
Таким образом, «очень важно понимать, что справедливая рыночная стоимость (fair market value) определяется как сумма, за которую собственность могла бы перейти из рук в руки при добровольном согласии покупателя и продавца, когда первого не принуждают покупать, а последнего не принуждают продавать, и обе стороны располагают разумным знанием существенных факторов», - пояснил г-н Колченко.
Не хватает решимости
Между тем, на повышении стоимости бизнеса влияет и корпоративное управление, существующее в компании. Как рассказал Олег Швырков, заместитель директора службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s, корпоративное управление – это механизм, позволяющий поощрять эффективное использование ресурсов и одновременно требовать ответственности за управление этими ресурсами.
Относительно корпоративного управления в Казахстане представитель S&P пояснил, что сам процесс перехода от административных принципов управления к корпоративным достаточно длительный. Но в нашей республике в последние 2-3 года он идет значительно быстрее, чем в других странах СНГ.
В России, например, в качественном развитии корпоративного управления заинтересованы в основном только частные компании. В Казахстане же государство взяло на себя функции по распространению передовых принципов корпоративного управления на те компании, которые ему подконтрольны. Государство в данном случае имеет те же цели, что и любой акционер, а именно: развить бизнес, обеспечить комфортные условия работы менеджмента, и все это делается за счет корпоративных механизмов. Такое понимание выразилось в создании холдинга «Самрук», который несет эти принципы в дочерние компании.
Для более высокой оценки управления не хватает только опыта. Небольшое количество компаний пошло по пути построения полноценных корпоративных процедур. Также не всегда организациям хватает решимости. Хочется делать все административно, даже «закулисно», что является общей проблемой компаний СНГ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.