Казахстан запретил экспорт нефтепродуктов
ГСМ, по мнению экспертов, дешевле не станетВ Казахстане введен запрет на экспорт нефтепродуктов. Об этом на днях сообщил премьер...ГСМ, по мнению экспертов, дешевле не станет
В Казахстане введен запрет на экспорт нефтепродуктов. Об этом на днях сообщил премьер-министр республики Ка¬рим Масимов. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева, запрет продлится до 1 сентября. Ожидаемая дата вступления в силу нового постановления - через 10 дней после его опубликования в официальных СМИ, информирует источник. Отметим, что запрет на экспорт нефтепродуктов применяется казахстанскими властями не в первый раз. В июле 2005 года он коснулся дизельного топлива и длился вплоть до конца февраля 2006 года.
Нынешнее решение правительства призвано урегулировать цены на дизельное топливо и бензин на внутреннем рынке, которые демонстрируют неуклонный рост. Как сообщает агентство РИА Новости, стоимость дизельного топлива в Казахстане в апреле текущего года выросла на 6,5%, бензина — на 3%. Повышение цен на ГСМ всерьез обеспокоило не только казахстанских потребителей и государство, но и компании, занимающиеся оптовой реализацией бензина на рынках страны. Так, по мнению Султана Ушбаева, президента нефтяной финансово-промышленной группы «Нар-Ойл», основная причина резкого подорожания цен на ГСМ кроется в неконтролируемом экспорте нефтепродуктов Казахстана. Экспортерами выступают монополисты - торговые дома, работающие напрямую с нефтеперерабатывающими заводами. Как утверждает г-н Ушбаев, существующее соглашение между Правительством РК и Правительством Украины о свободной торговле от 17 сентября 1994 года позволяет экспортерам без каких-либо пошлин перегонять нефтепродукты через Украину в дальнее зарубежье. Именно это и стало причиной искусственно завышенных цен на внутреннем рынке.
Что касается официальных данных, то по информации департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, за 2007 год нефтеперерабатывающими заводами было переработано 12036,9 тыс. тонн нефти и произведено 9380,1 тыс. тонн нефтепродуктов. Ежегодный объем переработки «черного золота» растет на 500-600 тыс. тонн. При этом за прошедший год экспорт нефтепродуктов составил 2157,3 тыс. тонн, импорт - 1697,1 тыс. тонн. В Казахстане на сегодня действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода - Атырауский (владелец «КазМунайГаз»), Шымкентский (китайско-казахстанская PetroKazakhstan) и Павлодарский (основной владелец - частная нефтяная компания «Мангистаумунайгаз», которую намерен приобрести «КазМунайГаз»).
Кто в выигрыше?
По мнению главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК Олега Егорова, действия правительства по запрету экспорта нефтепродуктов - мера правильная и необходимая. Сегодня у всех компаний, в том числе и национальных, в приоритете стоит вопрос о получении максимальной прибыли в свете сложившейся благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, поэтому потребности внутреннего рынка их мало заботят, считает специалист. При нынешней ситуации дефицит внутри республики будет расти и удовлетворяться за счет импорта чужого топлива, что станет причиной еще большего оттока капитала из страны. Даже сегодня импорт топлива, по оценкам Олега Егорова, составляет 50%.
Российские аналитики придерживаются несколько иной точки зрения. Так, аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова утверждает, что недополучение прибыли нефтеперерабатывающими заводами Казах¬стана приведет к сокращению объемов производства. В результате на внутреннем рынке может возникнуть дефицит и, как следствие, тот же рост цен, с которым сейчас борется правительство республики. Аналогичного мнения придерживается и старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров, который утверждает, что запретительные меры, скорее всего, приведут либо к дефициту топлива, либо к отложенному инфляционному эффекту в виде резкого скачка цен после снятия запрета.
Олег Егоров вполне согласен с мнением о том, что ситуация может обернуться сокращением объемов производства и дальнейшим искусственным завышением цен. Однако эксплуатационные затраты на меньшее количество переработки нефти будут такими же, что и при больших объемах, что вряд ли сможет повысить выгоды производителей от сокращения объемов переработки. Антимонопольные институты, в свою очередь, будут обязаны строго контролировать повышение цен, считает г-н Егоров. Анна Анненкова уверена, что рост цен на нефтепродукты неизбежен. И в первую очередь это ударит по карману потребителя. По ее мнению, было бы разумнее увеличить налоговую нагрузку на экспортируемые нефтепродукты, чем вводить полный запрет.
Олег Егоров предложил свою схему решения проблемы экспорта нефтепродуктов. Для сравнения он привел пример введения в 2004 году шкалы для налогообложения экспортеров сырой нефти и газового конденсата. Шкала представляла собой зависимость между мировой ценой и той долей налогов, которую должны были платить экспортеры с каждой тонны нефти. По мнению эксперта, стоит взглянуть на нефтепродукты с той же точки зрения и, возможно, даже привести такую же шкалу, как в свое время по нефти.
Время диктовать условия
При ужесточении мер Казахстан ставит в затруднительное положение инвесторов и потенциальных владельцев. Однако стоит учесть, что те времена, когда Казахстан во многом зависел от иностранных инвесторов: от финансовых вложений в разведку и разработку месторождений, добычу и переработку - уже остались позади, утверждает г-н Егоров. «Сегодня Казахстан окреп, и настало время выставлять свои условия, тем более что иностранные компании пришли в республику не на год-два, а лет на 40», - считает он. В большинстве регионов мира, где существуют нефтяные месторождения, запасы «черного золота» начинают исчерпываться. В Казахстане же потенциальные инвесторы находят новые месторождения, которые гарантируют хорошую добычу на долгие годы и возможности успешного ведения бизнеса. Олег Егоров уверен, что если государство проводит определенные экономические меры по улучшению ситуации внутри страны, то это правильные меры.
Пока же сохраняются высокие цены на ГСМ, в первую очередь страдают казахстанские сельскохозяйственные предприятия. Если цены останутся в пределах заданного коридора, то это будет сильнейший удар по крестьянским хозяйствам республики, утверждает г-н Ушбаев. «На сегодня южные регионы страны не засеяны должным образом, а это значит, что уже к осени мы будем иметь колоссальный скачок цен на товары пищевой промышленности. Если сейчас булка хлеба стоит 45-65 тенге, то к осени – она будет стоить 100 тенге»,- прогнозирует он. Ценовая политика, по его мнению, регулируется монополистами, которые диктуют свои условия. Так, по словам Султана Ушбаева, дизельное топливо в Казахстане впервые стало стоить дороже бензина АИ-92. В республике низкий уровень переработки нефти, что сказывается на качестве дизтоплива, которое никак не может стоить дороже бензина.
Плачевное состояние производителей сельскохозяйственной продукции отметил и г-н Егоров. По его словам, ежегодно в конце лета – начале осени, когда сельское хозяйство необходимо снабжать дизельным топливом, заводы встают на ремонт. Это означает, что отпускная цена для сельхозпроизводителей становится очень высокой. Сами НПЗ объясняют это необходимостью проведения плановых ремонтных работ и потребностью в ремонте оборудования.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.