Морской потенциал
У грузоперевозок Актау - Баку большое будущее«Между бакинским и актауским портами сложилось очень тесное сотрудничество. В отлич...У грузоперевозок Актау - Баку большое будущее
«Между бакинским и актауским портами сложилось очень тесное сотрудничество. В отличие от портов других стран каспийского региона, между нами нет конкуренции, а есть только взаимовыгодное сотрудничество», - отметил в интервью «Капитал.kz» начальник финансового управления торгово-международного порта Актау Рахимбек Амирджанов. По его словам, актауский порт хотя и увеличивает свой грузооборот, но пока в основном за счет транспортировки нефти из Казахстана.
Кроме того, проблемы у портов двух стран тоже общие. «Необходимо увеличивать транспортировку по сухим грузам, а уровень потенциала по перевозке таких грузов довольно большой», - считает г-н Амирджанов. В определенной степени низкие объемы перевозки сухих грузов связаны с незавершенностью инфраструктурных проектов на казахстанской стороне. Есть очень большие возможности в паромных перевозках, особенно с учетом, того, что азербайджанские железные дороги соединятся с турецкими по проекту Баку – Тбилиси - Карс. «Это даст существенный толчок для увеличения грузовых потоков, и наши порты должны быть готовы к такому развитию событий», - поделился Рахимбек Амирджанов. Для этого необходимо увеличить паромный флот на Каспии, и самое главное - обеспечить регулярность паромного сообщения. Для грузоотправителя это имеет особое значение, потому что тогда он может спланировать свои логистические схемы.
В данной связи г-н Амирджанов отметил, что КАСПАР (Каспийское морское пароходство Азербайджана) является владельцем паромных судов, и, естественно, ориентируется на наличие грузов как в порту Актау, так и в бакинским порту. Он убежден, что обе стороны должны работать над тем, чтобы владельцы грузов могли регулярно пользоваться паромными сообщениями. А потенциал паромных перевозок очень большой.
Дальше больше
В следующем году ожидается значительный рост грузоперевозок. Правительство Казахстана реализует программу по увеличению транзитного потенциала страны и, в частности, перевозки грузов из Китая. В рамках данной программы Казахстану предстоит обеспечить выгодные железнодорожные тарифы, а это определяется кратчайшими железнодорожными маршрутами, которые будут проложены в ближайшие годы. Технико-экономическое обоснование указанных проектов подготовлено, и осенью должно начаться строительство.
В работе маршрута транспортировки Актау – Баку – Тбилиси - Карс заинтересован так же Евросоюз, в рамках программы ТРАСЕКА. Политика КАСПАР по увлечению вместимости паромных судов должна привести к установлению конкурентоспособных тарифов.
По словам г-на Амирджанова, в нефтяных перевозках особых проблем нет. С пуском нефтепровода в Китай часть нефти, экспортируемой через порт Актау, пошла в сторону КНР. С другой стороны, такие компании, как «Шеврон Ойл» и Agip Co наращивают и будут наращивать нефтедобычу, поэтому грузопоток будет обеспечен. В прошлом году порт Актау перевалил более 9 млн. тонн нефти, часть ушла в порт Баку, другая в ИРИ. Переговоры между КАСПАР и казахстанской НМСК «КазМорТрансФлот» ведутся по вопросу формирования согласованных тарифов для обеспечения судоходства между Азербайджаном и Казахстаном. «У нас есть возможности обеспечения стабильного грузового и пассажирского потока. Во многом это зависит от согласованной работы четырех субъектов: бакинского порта, КАСПАР, актауского порта и казахстанских железных дорог», - подытожил Рахимбек Амирджанов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.