Спасая строительный бизнес
правительство поддерживает экономику страныВ августе будет год с того момента, когда разразился ипотечный кризис в США, и десять...правительство поддерживает экономику страны
В августе будет год с того момента, когда разразился ипотечный кризис в США, и десять лет после начала кризиса, а затем дефолта в России. За этот период правительство республики предприняло ряд мер, которые были направлены на поддержание экономического роста, снижение инфляционного давления и поддержку банковского и строительного секторов, ведущих несырьевых отраслей экономики. О том, как в настоящее время развивается экономика Казахстана, каких перемен ждать, читателям «Капитал.kz» рассказала Гульжана Карагусова, председатель комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК.
- Каковы настроения в мажилисе относительно затянувшегося кризиса? Каких мер намерены добиваться депутаты от правительства?
- Бюджет прошлого года базировался в коридоре инфляции 5-7%. Фактически в 2007 году уровень инфляции составил 10,8% в среднегодовом выражении, что является самым высоким уровнем за несколько предыдущих лет. Имеется несколько основных факторов роста инфляции.
Во-первых, прогноз формировался в период, когда не было значительного роста цен. Так, в августе 2007 года инфляция по сравнению с декабрем составляла 6,3%, в сентябре – 8,6%. Значительный скачок ее уровня произошел в октябре, когда она только за один месяц возросла на 4,4%. Однако следует отметить, что оперативные меры, принятые правительством, позволили снизить ее уровень: в ноябре инфляция составила 2,7%, в декабре - до 1,9%.
В целом рост уровня инфляции связан с рядом причин. Во-первых, экономика Казахстана развивалась бурными темпами, и ее рост сопровождался значительным увеличением денежного предложения и потребительского кредитования.
Так, рост денежной массы за 2007 год составил 25,5%, в 2006 году - 78,1%. Хотя в 2007-м наблюдалось снижение темпов роста денежного предложения, что уменьшало инфляционный фон, его рост в годовом выражении был внушительным.
Увеличение внешних заимствований и объемов выданных кредитов, в первую очередь потребительских, непосредственно сказалось на росте денежного предложения и увеличении потребительского спроса со стороны населения.
Объемы потребительского кредитования по сравнению с прошлым годом выросли почти в полтора раза, а по сравнению с 2003 годом их объем увеличился почти в 20 раз. Общий объем кредитов банков за прошлый год вырос на 54,7% и составил 7,2 трлн. тенге.
Во-вторых, в стране наблюдались высокие темпы роста совокупного спроса и потребления. В 2007 году рост денежных доходов населения опережал рост объемов розничного товарооборота. В январе-декабре 2007 года денежные доходы населения к соответствующему периоду 2006 года выросли на 29,8% в номинальном выражении и на 17,1% в реальном, тогда как розничный товарооборот за тот же период увеличился всего на 10,0%.
В-третьих, рост цен на потребительском рынке - это общемировая тенденция. По данным Всемирного банка, в 2007 году мировые цены на продовольственные товары в среднем выросли на 18,2%.
Вот почему депутатский корпус намерен добиться от правительства рассчитывать более четкий рост ВВП, и на основе этого границы инфляции, чтобы они были более реальными. Мы просим, чтобы были точные индикаторы, а не точная цифра, как это было раньше, при директивном планировании.
- Как Вы думаете, какие темпы роста ВВП мы будем наблюдать в этом году, и какие негативные параметры могут ухудшить данный показатель?
- Согласно прогнозам правительства, темп реального роста ВВП в текущем году планируется на уровне 5,3% (с учетом кризиса в строительной отрасли). Вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры на основные статьи экспортной продукции страны ожидается увеличение объемов номинального ВВП по сравнению с ранее запланированным уровнем. ВВП в номинальном выражении в 2008 году составит, по оценке экспертов, 15 640,6 млрд. тенге.
Из-за замедления темпов роста кредитования экономики произведена корректировка темпов роста в отраслях, в наибольшей степени зависящих от кредитования, таких как строительство и торговля. Темпы развития в строительстве снижены до 108,0% при ранее прогнозировавшемся уровне 122%, в торговле - до 106% по сравнению с ранее прогнозируемым уровнем 109,3%. Соответственно, возрастет ВВП на душу населения в 2008 году, который составит $8 199.
В целом же продолжительность финансового кризиса, приближающийся продовольственный кризис, а также спад производства и отсутствие спроса на определенные готовые продукты могут негативно повлиять на рост ВВП.
- Как Вы могли бы оценить банковский рынок Казахстана, и на самом ли деле пруденциальные меры, которые проводит Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), являются жесткими для банков?
- На сегодняшний день состояние финансового сектора характеризуется как стабильное. Совокупные активы банков, по данным на 1 июня 2008 года, составили 11 938,0 млрд. тенге, увеличившись с начала года на 2,2%.
Незначительно сократился ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) – на 0,1%, по состоянию на 1 июня 2008 года он составил 8 848,1 млрд. тенге, что носит оздоровительный характер. Ссудный портфель составляет 74,1% совокупных активов банков.
В связи со сложившейся тенденцией на мировых финансовых рынках наблюдается замедление темпов внешнего кредитования казахстанских банков. По состоянию на 1 июня 2008 года обязательства перед нерезидентами по срокам платежа, оставшимся до погашения 1 года, составили 1 525,0 млрд. тенге, сокращение с начала года - на 8,1% или 134,4 млрд. тенге. Краткосрочные требования к нерезидентам на 1 июня 2008 года составили 958,2 млрд. тенге, увеличившись с начала года на 93,6 млрд. тенге или на 10,8%.
По состоянию на 1 июня текущего года уровень ликвидности банковской системы сохранялся на избыточном уровне. Сводный коэффициент текущей ликвидности по состоянию на 1 июня 2008 года составил 1,39 при минимальной норме для отдельного банка 0,3, коэффициент краткосрочной ликвидности – 1,13 при минимальной величине – 0,5.
Согласно прогнозу АФН на 2008 год, совокупные активы банков увеличатся на 13-14%, и на 1 января 2009 года составят 13 194 млрд. тенге.
Также в 2008 году прогнозируется прирост кредитов экономике на 14-15% или до 7 350 млрд. тенге. Депозитная база увеличится на 14,3%, что составит 4 415 млрд. тенге.
В 2009 году совокупные активы банков составят 15 173 млрд. тенге, прирост за год – на 15%. Кредиты экономике увеличатся за год на 15% и составят 8 453 млрд. тенге, депозитная база увеличится на 14,5% или до 5 055 млрд. тенге.
Поэтому дальнейшее ужесточение требований к размеру минимального собственного капитала является логичным продолжением укрепления позиций казахстанской банковской системы. За предыдущие годы наши банки достаточно окрепли, и им под силу выполнить требования агентства.
Поэтапное увеличение капитала является вынужденной мерой для снижения уровня банковских рисков, а они в некоторых банках достаточно высоки. Агентство постоянно указывало на необходимость адекватной оценки банками своих собственных рисков. Кроме того, данные меры будут вводиться только в будущем 2009 году. У всех банков достаточно времени для пересмотра своих кредитных политик и выбора оптимального подхода.
Конечно, возникает вопрос, что резервный капитал будет лежать мертвым грузом. Напротив, данные нормы не окажут влияния на ликвидность. Эти деньги не выводятся из активов, АФН будет требовать, чтобы банки не принимали никаких обязательств на сумму резервного капитала. При нынешней ситуации, когда нарастают риски, связанные с зависимостью банков от внешнего финансирования, трансграничным кредитованием, кредитованием недвижимости, могут выявиться скрытые потери. Резервный капитал как раз рассчитан на будущие потери и возможное ухудшение кредитного портфеля. Банки должны обладать достаточным запасом прочности.
- Насколько верно, по Вашему мнению, решение государства выделить средства из бюджета на кредитование строительной отрасли? Ведь другие сегменты экономики тоже пострадали…
- Эти деньги были выделены не только на поддержку строительного сектора, но и на решение вопросов, связанных с обеспечением стабильности экономики. Откуда эти деньги? Осенью прошлого года бюджет страны уточнялся. Были сокращены ряд программ развития, часть средств была предусмотрена в резерве этого года, и никаких дополнительных средств не изыскивалось.
Учитывая, что и строительные компании строят за счет кредитных денег, и дольщики покупают в основном за счет кредитных средств, предполагая все эти последствия, правительство поддержало данную отрасль.
Многие государства заявляли о своих намерениях выкупать акции частных банков, и это важно для инвесторов и других игроков на рынке. Правительство Казахстана сделало аналогичный шаг, и встал вопрос, как этими средствами распорядиться.
Сегодня 71,2 млрд. тенге через обусловленные депозиты «Казыны» направлены в банки на финансирование объектов строительства, по которым открыты кредитные линии. Выделены деньги акимату Астаны для выкупа 6 тыс. квартир по цене не более $950 за квадратный метр для фонда арендного жилья. Такая схема приемлема только для столицы, поскольку здесь основный контингент госслужащих. Также выделено: АО «Казахстанская ипотечная компания» 20,5 млрд. тенге (8,5 млрд. тенге - на пополнение уставного капитала, 12 млрд. тенге – на кредитование жилищного строительства), АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» - 1 млрд. тенге на увеличение уставного капитала, 23,8 млрд. тенге акимату Алматы для завершения строительства. В соответствии с поручением Главы государства, данным 17 июня 2008 года, правительством из резерва выделено дополнительно на завершение объектов долевого строительства в Астане 17,2 млрд. тенге.
Хотелось бы сказать о стабилизации ситуации, касающейся долевого строительства. Правительством в прошлом году были предприняты конкретные шаги, выделены средства из республиканского бюджета. Надеюсь, эти меры будут действенными, и острый вопрос по долевому строительству решится положительно.
- На Ваш взгляд, кризис, разразившийся в прошлом году, не подорвал идею того, что Алматы станет финансовым центром Азии?
- Алматы - это город со стабильной экономикой, который обладает достаточным потенциалом.
Между тем, особую роль в формировании финансового центра играют инновации. Главное условие для этого - люди, обладающие интеллектом, профессиональными навыками, которые составляют ядро креативного класса, а таких людей у нас достаточно.
Реформирование деятельности финансового рынка необходимо для создания одного интегрированного рынка ценных бумаг, единых правил работы для всех участников и общего поля деятельности. Для достижения этих целей необходимо сосредоточить свои усилия на совершенствовании законодательной базы, развитии инфраструктуры фондового рынка, внедрении новых финансовых инструментов, обучении населения основам функционирования рынка ценных бумаг. Такие задачи и стоят перед Региональным финансовым центром г. Алматы.
С другой стороны, у РФЦА существует несколько серьезных проблем, которые пока не позволяют включиться в гонку за лидерство на финансовом рынке Азии. К таким проблемам можно отнести то, что уровень экономического развития соседей по региону недостаточный, и к тому же, например, экономики Узбекистана и Туркменистана являются недостаточно открытыми.
- В этой связи возникает вопрос, насколько оправданными являются деятельность РФЦА и вложенные в агентство средства?
- За годы работы Агентства по регулированию деятельности РФЦА (АРД РФЦА) на фондовом рынке Казахстана произошли позитивные изменения. Так, постоянно усовершенствуется законодательная база в данной области, развивается инфраструктура рынка, внедряются новые финансовые инструменты. К тому же, агентство по собственной инициативе немало усилий прилагает для обучения населения основам фондового рынка. После начала деятельности РФЦА увеличились показатели фондового рынка страны, капитализация рынка ценных бумаг выросла более чем на 60%.
В результате эффективной деятельности агентства резко вырос количественный и качественный состав эмитентов. К примеру, если в 2005 году количество эмитентов составляло 94, то в 2007-м их число составило 126. Кроме того, объем торгов на фондовом рынке по негосударственным ценным бумагам вырос на 87,8%, то есть до $13,23 млрд. (с учетом первого квартала 2008 года – $14,33 млрд.). Для сравнения: Казахстан по этому показателю занимает второе место среди стран Содружества после России.
Также, несмотря на диспропорциональное развитие экономики республики, в которой преобладают предприятия сырьевого сектора (более 48%) и финансового сектора (44%), РФЦА удалось привлечь на фондовый рынок компании перерабатывающего сектора, строительства, транспорта, легкой и пищевой промышленности, что явно отражает диверсификацию фондового рынка страны.
Деятельность агентства была направлена и на привлечение известных мировых брокерских компаний. За последние годы в республике открыли свои офисы «ABN AMRO Securities Kazakhstan», «HSBC Секьюритиз Казахстан», «Ренессанс Капитал Инвестментс Казахстан» и другие (всего 76 брокерских и дилерских организаций на I квартал 2008 года).
Работа РФЦА также направлена на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, в том числе расширение каналов привлечения инвестиций. Это позволило диверсифицировать инвестиционные потоки в Казахстан, например, из стран Азии. Прямые иностранные инвестиции из Южной Кореи составили $262 млн., Японии - $405 млн. Объемы прямых инвестиций в 2006-2007 годах увеличились в 4 раза, составив порядка $150 млн. В результате около 50% иностранных инвестиций в экономику Казахстана было сосредоточено в финансовом секторе.
В целом, на мой взгляд, минувший год ознаменовался рядом законодательных изменений в сфере РФЦА и рынка ценных бумаг. Агентство сделало большой шаг по коммерциализации Казахстанской фондовой биржи (KASE). Эти нововведения заложили предпосылки для объединения торговых площадок KASE и СТП РФЦА, а также формирования единого фондового рынка в Казахстане. Впервые в стране была разработана стратегия развития биржи до 2010 года, которая определила новый эффективный виток ее развития.
Нельзя не отметить тот факт, что было создано Национальное рейтинговое агентство РФЦА для адекватной оценки кредитоспособности казахстанских предприятий, удешевления стоимости услуг по присвоению рейтинга для малых и средних компаний. Кроме того, начал функционировать образовательный центр – «Академия РФЦА». В настоящее время академия осуществляет подготовку профессиональных кадров для стран Центральной Азии, а также предоставляет образовательные услуги для населения. Все эти факторы являются подтверждением того, что необходимость РФЦА обусловлена временем и быстрым развитием экономики Казахстана.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.