Проверки – для проверяющих
Мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса набирает обороты. Однако станет ли он поворотной точкой в отношениях к...Мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса набирает обороты. Однако станет ли он поворотной точкой в отношениях контролирующих органов и бизнеса – вопрос будущего.
Сегодняшний кризис ликвидности заставил взглянуть на бесконечные проблемы бизнеса с новой точки. Может быть, наконец, в обществе установятся здоровые отношения, когда предпринимательство – не дойная и не священная корова, а обычная рабочая лошадь, к которой надо заботливо относиться, чтобы получить отдачу.
На заседании правительства в который раз поднимались вопросы по снятию излишних барьеров, предоставления дополнительных стимулов для развития бизнеса. О главном и практически бесполезном биче для предпринимательства – проверках - говорил заместитель Генерального прокурора Иоганн Меркель.
Предприниматели жалуются, что на взятки у них уходит средств столько же, если не больше, сколько на официальные налоги и отчисления. На одном из форумов предпринимателей даже как-то возник спор – кто больше донимает из проверяющих. Пришлось бизнесменам классифицировать контролирующие органы по размеру взяток, по частоте, по опасности.
Но Иоганн Меркель официально заявил, что чемпионами по частоте проверок по прошлому году стали службы СЭС и пожарной и промышленной безопасности. В 2007 году службы санэпиднадзора провели по республике 41 тыс. проверок – 67% от всех зарегистрированных, а в 2008-м – 32 тыс. проверок, что составило 80%. На втором месте – пожарные с 9,5 тыс. проверок. Вместе эти «передовики» охватили за 5 месяцев прошлого года 87% от количества проверок.
Но здесь кроется несколько подводных камней. Во-первых, при принятии закона «О частном предпринимательстве» ряд проверяющих и контролирующих органов добились освобождения от регистрации актов о назначении проверок в Генпрокуратуре. Поэтому трудно сказать, кто еще, и как часто посещает предприятия. Второй момент – нерациональность, переходящая в циничность, при планировании проверок. «Например, начальником Северо-Казахстанского управления СЭС на транспорте в марте утвержден план проверок на второй квартал 2008 года. Всего 50 проверок. Если учесть, что в квартале 66 рабочих дней, то получается, что проверки будут следовать через день. Почему бы не провести одну комплексную проверку? В стране нет единого госстандарта организации и проведения проверок. Поэтому чиновники назначают их по своему усмотрению, в том числе и коррупционному», – заметил Иоганн Меркель.
Заместитель Генерального прокурора считает, что необходимо в тот самый закон «О частном предпринимательстве» внести изменения, обязывающие все госорганы регистрировать акты о назначении проверок в Генпрокуратуре. Тогда наладится строгий учет и контроль. Кроме того, незаконные проверки будут запрещены.
Но можно пойти другим путем и подумать – а дают ли что-то эти проверки. О серьезном анализе, мониторинге говорится давно. Но невозможно урезонить проверяющих, когда они лично имеют большую пользу от проведения проверок. Однако в стране есть место подвигу. И потенциальными героями стали – проверяющие пожарную и промышленную безопасность. МЧС давно пробивает возможность отмены лицензий на ряд промышленных работ. Сейчас они проверяют конкретную безопасность производства, состояние промышленного оборудования, а не лицензии и сертификаты.
Пожарные предлагают заменить проверки обязательным страхованием ответственности предпринимателей перед третьими лицами в случае пожара. «Это предполагает разработку и внесение в правительство в текущем году концепции развития системы обязательного страхования от пожаров», - пояснил министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.