Мультивиза для региона
Ожидается спад туристского потока«Капитал.kz» встретился с директором Казахстанской туристской ассоциации Рашидой Шайкеновой, чт...Ожидается спад туристского потока
«Капитал.kz» встретился с директором Казахстанской туристской ассоциации Рашидой Шайкеновой, чтобы выяснить тенденции предстоящего туристского сезона и перспективы продвижения казахстанского турпродукта на международном рынке.
- Рашида Рашидовна, расскажите о ситуации на туристском рынке на сегодняшний день. Как повлиял экономический кризис на эту отрасль?
- Наиболее динамично развивающийся вид туризма в Казахстане – выездной. Туроператоры охотно работают в этом направлении, и 82% турфирм занимаются выездным туризмом.
В 2004 году впервые после обретения независимости Казахстаном статистика показала увеличение показателей по внутреннему туризму, то есть казахстанцы стали больше путешествовать по стране. Люди со средним достатком, не имеющие возможности выехать на отдых за границу, выбирают внутренние направления. В целом доля внутреннего туризма на сегодняшний день составляет 22%, въездного – 18%, и самый большой процент приходится на выездной туризм – 60%. Очень хорошие показатели по активно развивающемуся деловому туризму.
Но поскольку туризм – это, прежде всего, экономическая отрасль, мы в полной мере ощутили на себе последствия мирового финансового кризиса. Сезон осень-зима 2007-2008 года показал спад. Конечно, это связано с проблемами в банковском секторе. Ожидается спад туристского потока и в сезон отпусков, и в целом за год. Если цифры будут такими же, как в 2007 году, мы будем считать это хорошими показателями, поскольку этот год отражал общую тенденцию нескольких последних лет – рост количества выезжающих туристов на 30-35% ежегодно.
- Какой турпродукт Казахстана конкурентоспособен на международном рынке?
- Сегодня на международном рынке очень популярен экотуризм, потому что многие просто устали от классического пляжного отдыха, от урбанизации. Казахстан с самобытной культурой, неповторимой природой, кухней, обычаями очень интересен иностранному туристу, поэтому основным турпродуктом республики на мировом туристском рынке становится экотуризм, то есть ответственные путешествия на природу.
В 2004 году открыт Информационный ресурсный центр экотуризма, но еще до его открытия иностранные донорские компании начали работу с регионами. В населенных пунктах, расположенных поблизости от уникальных туристских объектов, они находили людей, желающих заниматься туризмом, и оказывали им финансовую поддержку в обустройстве гостевых домов, а чаще всего комнат в домах, оборудованных для приема туристов.
Иностранные организации первыми поняли, что такой вид туризма способен приносить дивиденды в виде создания новых рабочих мест, в виде решения социальных и экологических проблем.
- Какие функции осуществляет Информационный ресурсный центр экотуризма?
- ИРЦЭ выполняет две задачи. Во-первых, он взял на себя важную информативную функцию, и, во-вторых, - функцию обучающую. То есть проводятся тренинги по обучению правилам разработки туристских маршрутов, умению преподносить национальную самобытность, быть гостеприимными. Хотя последнее, возможно, излишне. Наши люди очень гостеприимны - в соответствии с традициями, встречая гостей, надевают национальные костюмы, делают шашу, обязательно в первый день готовят бешбармак, поют национальные песни.
В ходе методичной работы в Казахстане уже обустроены 88 гостевых домов, разработаны туристские направления в различных регионах, таких как Коргалжын, Катон –Карагай, Риддер, Лепсинск, Каркаралы, Аксу-Жабаглы, Угам.
ИРЦЭ - это структура, которая не зарабатывает деньги, а привлекает средства в страну, рекламирует Казахстан как туристское направление. Мы хотели бы разместить информационную стойку в аэропорту, где каждый желающий мог бы посмотреть буклеты о Казахстане. Ведь времена групповых туристских поездок канули в Лету, люди ездят индивидуально. 34% международных туристов на сегодняшний день заказывают путевки через интернет, то есть их никто не встречает…
- А казахстанцы интересуются экотуризмом?
- Пока очень мало. Мы еще не насытились тем уровнем сервиса, который предлагает международный туризм, и потом казахстанский турист больше любит пляжный отдых. Но в направлении экотуризма у нас есть хорошая перспектива. Если мы сегодня будем предлагать качественные услуги, то экотуризм станет одним из самых востребованных продуктов. И его доля на рынке туристских услуг будет увеличиваться ежегодно на 10-15%.
- На сегодняшний день наши Алаколь и Боровое могут составить конкуренцию Иссык-Кулю?
- Каждый природный объект по-своему уникален. Те, кто любит холодную воду - останутся поклонниками Иссык-Куля, кто хотел бы получить оздоровительный эффект – выберут Алаколь. Ведь классического пляжного туризма в Казахстане нет. Поэтому, я думаю, что конкурентами они не будут, но параллельно могут развиваться, и у каждого будет своя группа поклонников и приверженцев именно этого вида отдыха. То есть люди, которые едут на Алаколь подлечиться, потом могут поехать погреться на песочке на Иссык-Куль.
- Отвечает ли уровень предоставляемого сервиса уровню цен?
- На объектах экотуризма – да, в среднем 4 тысячи тенге в день. В Астане и Алматы очень высокие цены в отелях – Hyatt и Анкара. Но это политика данных сетей по всему миру. Они увидели для себя перспективы на нашем рынке, и пока еще являются монополистами. Но вскоре им придется задуматься о гибкости ценовой политики, поскольку предполагается вхождение на рынок Алматы ряда других сетевых пятизвездочных отелей. Это и Marriot, и Radisson. Они будут ориентированы на делового человека.
- Иностранные туристы интересуются турами по Великому шелковому пути. Как реализуется программа по развитию казахстанского участка?
- К сожалению, у нас перестала действовать процедура взаимопризнания виз, а ведь туристы хотят посмотреть весь Шелковый путь – не только казахстанский его отрезок. Сейчас все участники туристского рынка вынашивают идею создания мультивизы по принципу шенгенской, которая облегчит реализацию проекта по развитию туризма на Великом шелковом пути.