Не смогли воспользоваться
Казахстан мог получить большие дивиденды после фильма Бората Практика последних лет показывает, что, несмотря на высокие цены на...Казахстан мог получить большие дивиденды после фильма Бората
Практика последних лет показывает, что, несмотря на высокие цены на нефть и наличие финансовых ресурсов, Казахстан до сих пор не стал серьезным игроком, о котором говорят и с которым считаются в мире. К тому же ипотечный кризис в США сильно повлиял на финансовую систему Казахстана, и его последствия еще долго будут ощущаться в стране. Такое мнение высказали участники 4-го Международного PR-форума. «Все ли можно купить за деньги?», - именно так звучала основная тема мероприятия.
Как отметила Асель Караулова, генеральный директор консалтингового агентства PG Communications, напряженная ситуация на рынке корпоративных коммуникаций в Казахстане усугубляется проявившимся кризисом. Сегодня наблюдается острая борьба за сохранение доверия населения к бизнесу и государству, поэтому наибольшим спросом пользуются именно антикризисные программы.
По словам г-жи Карауловой, существенно вырос спрос на дорогих PR-специалистов, в частности тех, кто владеет антикризисными технологиями. Усиливаются направления по работе GR (government relations – связи с государством и государственными органами), растет спрос на IR-специалистов (investor relations – связь с инвесторами), которых в Казахстане единицы.
Аналитики отмечают замедление развития рынка финансовых коммуникаций, отсюда вытекает снижение интереса к рынку со стороны западных агентств, уменьшение количества проектов в области гуманитарных технологий и социальной ответственности, и таким образом, снижение бюджетов на рекламу и увеличение PR-бюджетов в компаниях с сильным public relations.
По словам Куата Домбая, члена клуба PR-шы, репутация страны или компании складывается из имеющихся денег и технологий. В Казахстане есть деньги, но нет технологий. Государство с удовольствием выделяет средства своим структурам, которые кроме размещения статей в «Financial Times», ничего толком не делают. «Государственные структуры понимают, что необходимо «что-то» предпринять в отношении международного имиджа Казахстана, однако что именно сделать и каким образом, они не знают. В прошлом году в МИД при комитете международной информации хотели зарегистрировать отдельный орган, в задачи которого входило бы финансирование имиджевых проектов, но при этом в очередной раз не была выработана стратегия», - отметил эксперт.
Таким образом, результатов деятельности рабочей группы по продвижению имиджа Казахстана пока нет, и разговоры о том, что это долгосрочная программа, и нужно время, уже не помогут.
«Нам необходим был прорывной проект! И мы его получили. Это фильм Бората, из которого никто так и не вынес урок. Мы просто гордо молчали, а нужно было действовать, и явно не так, как это делали сотрудники Министерства иностранных дел РК. Это случилось потому, что страна еще не умеет адекватно реагировать на кризис», - пояснил г-н Домбай.
Стоит отметить, что имидж – это внешние проявления репутации государства, поэтому надо начинать с внутренних реформ. Вот почему в первую очередь необходимо инвестировать в сервис: аэропорты, таможенные пункты, обслуживающий персонал и т.д. Также имидж можно создавать через кино и музыку. Нельзя делать ставку только на экономическую привлекательность государства, необходимо уметь все балансировать. Как заявил г-н Домбай, Казахстану необходимо развивать туристический кластер, для чего существуют все возможности и условия, нужно только эффективно этим заниматься.
К тому же большой проблемой является то, что в стране нет четких направлений по работе в области риск-менеджмента. По его мнению, после выхода фильма Бората государство могло извлечь из той ситуации свои большие дивиденды, когда все туристические сайты кипели запросами о Казахстане.
«Однако если мы не смогли вовремя и правильно отреагировать на этот проект, то сейчас, после некой паузы и затишья, я думаю, самое время. Нам необходимо создать фонд, свой вариант Института Гете или Британского совета, который будет финансировать крупные имиджевые проекты, группу по репутационному кризису и людей, которые могут стать агентами нашего нового имиджа, например, Марат Бисенгалиев и другие. И таких людей у нас очень много», - отметил эксперт.
Поэтому, как он считает, чтобы о Казахстане знали и им восхищались, необходимо продвигать то уникальное, что есть в стране, а это, в первую очередь, люди и культура республики.
Имидж страны складывается не только из-за Бората. Некоторое время назад министерство иностранных дел писало опровержение о том, что школы подростков-диверсантов в Алматы, описанной в кинокартине «Сволочи», никогда не существовало. До этого звучали идеи о появлении в горах Алматы снежного человека или в БАО – нечто типа Лох-Несского чудовища. Это также могло повлиять на известность страны.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.