Казахстанцы стали меньше пить
Производители просят ограничить импорт водкиАссоциация «Алко» обратилась к правительству Казахстана с просьбой ввести ограничени...Производители просят ограничить импорт водки
Ассоциация «Алко» обратилась к правительству Казахстана с просьбой ввести ограничения на импорт алкогольной продукции, чтобы дать отечественным производителям возможность подготовиться к вступлению в ВТО, нарастить объемы производства и провести модернизацию технологий.
Средства для осуществления этих мер должны были поступить от реализации продукции, но из-за невыполнения запланированных объемов реализации многие заводы останавливаются. Готовой продукцией заполнены не только склады, но и цехи розлива. Такая ситуация сложилась на Каргалинском заводе вблизи Алматы. Завод «Бахус» недавно обратился в уполномоченный орган с запросом о приостановлении лицензии в связи с отсутствием расчетных объемов реализации. С теми же затруднениями столкнулись «Медведь-компани» и ряд других отечественных заводов.
В Казахстане с начала года значительно снизилось производство вино-водочной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Коньяка, по данным агентства по статитике, стали производить меньше на 14,3%, водки - на 13,2% и вин на 36,2%. Производство пива практически не изменилось, снизившись всего на 0,1%. В то же время производство этилового спирта выросло за тот же период на 28,5%.
По мнению экспертов и производственников отрасли, этот спад вызван воздействием двух факторов: избытком импортной алкогольной продукции на нашем рынке и снижением покупательской уверенности казахстанских потребителей.
Генеральный директор ТОО Винзавод «Дионис» Рудик Мнацаканян заявил, что на фоне изобилия вин Грузии, Молдовы, Узбекистана, Китая, Чили, Франции, Италии и других стран казахстанские вина испарились с прилавков, и предостерег, что виноградарство как отрасль находится на грани исчезновения.
Что касается снижения производства водки, то, как пояснил «Капитал.kz» вице-президент Ассоциации «КазАлко» Амиржан Калиев, оно произошло из-за резкого спада объемов ее реализации в первом квартале, особенно в марте-апреле. В ходе проведенных Ассоциацией исследований рынка выявлены две причины спада – импорт и снижение покупательской способности.
По его словам, объем импорта алкогольных напитков возрос до 20% рынка, а в стоимостном выражении - до 35-40%. Как он полагает, казахстанская алкогольная продукция конкурентоспособна и не уступает импортной по качеству. Главным ее преимуществом была низкая себестоимость, которая теперь возросла из-за увеличения цен на зерно, энергоносители и роста транспортных расходов. Одной из дополнительных причин снижения объемов реализации отечественной водки г-н Калиев считает отсутствие рекламы, которая в Казахстане запрещена, в то время как российскую водку постоянно рекламируют по спутниковому телевидению, в продающихся в стране российской прессе и Product Placement в кассовых фильмах.
Кроме того, г-н Калиев отмечает, что у нас в стране созданы слишком комфортные условия для импорта алкогольной продукции, и отсутствуют четкие ограничения. В то же время, по его словам, российский рынок с его правилами контроля качества и соответствия продукции практически закрыт для наших производителей водки. Эксперт считает, что такие же меры следует принять и у нас в отношении иностранной алкогольной продукции.
Что касается причин роста производства спирта, то, по словам Амиржана Калиева, прошлой осенью производители спирта заранее закупили зерно в связи с начавшимся повышением цен, они производили спирт в расчете на реализацию ликероводочной продукции. На самом деле, как он полагает, производство спирта выросло не на 28,5, как считает статагентство, а лишь на 17,3%. В этом году планировалось нарастить объем производства ликероводочных изделий примерно на 50%, а поступления от акцизов -увеличить на 40-50%.
Как сообщалось ранее, в декабре прошлого года Ассоциация «КазАлко», выступая против введения госмонополии на производство алкогольной продукции, обратилась к Главе государства со своими предложениями решения проблемы «теневого рынка». Амиржан Калиев заявил тогда, что принятие предложений Ассоциации «КазАлко» о введении нового закона по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции приведет к революционным переменам: если сегодня производство крепкого алкоголя приносит государству пополнение бюджета около 6 млрд. тенге акциза, то за счет максимальной легализации отрасли этот показатель можно довести в следующем году до 10 млрд. тенге.
Президент Ассоциации таможенных брокеров РК Геннадий Шестаков, отвечая на вопрос «Капитал.kz», также высказался в поддержку предположения, что спад реализации алкогольной продукции связан с системным кризисом, повлекшим серьезное снижение покупательской способности населения. По его мнению, заявления правительства о предстоящем снижении роста ВВП на 50-60% означают сокращение доходов населения. Если до Нового года, по данным статистики, новогодние подарки раскупались, хотя и в чуть меньшем объеме чем прежде, то во время недавних праздников 23 февраля, 8 марта и Наурыза, продажи резко упали.
Что же касается жалоб на вытеснение местной продукции импортными алкогольными продуктам, то, по словам г-на Шестакова, их ввоз за последние 3-4 месяца резко сократился, составив не более 30% от объема ноября-декабря прошлого года. Г-н Шестаков не согласен с утверждениями, будто нашим производителям препятствуют ввозить алкогольную продукцию в Россию. Он считает, что требования и у Казахстана, и России по части соответствия и качества совершенно одинаковые.
На вопрос о том, чем, по его мнению, обусловлен рост производства спирта, несмотря на спад производства водки, Геннадий Шестаков ответил, что возможны два варианта: либо спирт заготовили впрок с непонятной целью, либо могли пустить на производство водки и других алкогольных напитков на тех же заводах, на том же оборудовании, но без уплаты акциза.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.