Наше дело предложить
Казахстан сохраняет высокую сырьевую направленность экспортаПо официальным данным Агентства РК по статистике, объем экспорта Каз...Казахстан сохраняет высокую сырьевую направленность экспорта
По официальным данным Агентства РК по статистике, объем экспорта Казахстана за 2007 год составил $47,7 млрд. Структура экспорта показывает явное преобладание продукции сырьевого характера или низкого передела, в то время как группы товаров с наиболее высокой добавленной стоимостью (машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты, а также продукция химической отрасли) составляют от 2 до 4% в общем объеме экспорта. Доля топливно-энергетических товаров составляет 66% от всего экспорта страны, что свидетельствует о сохранении сырьевой зависимости казахстанской экономики.
Отечественные производители не спешат поставлять на внешние рынки товары с более высокой добавленной стоимостью, отдавая предпочтение экспорту сырой нефти. Специалисты и аналитики Центра маркетингово-аналитических исследований ситуацию объясняют тем, что технический прогресс на сегодня позволяет добывать нефть с меньшими материальными издержками и обеспечивает большие прибыли при нынешних высоких ценах на мировых рынках.
Нестабильный экспорт
Для более точной оценки и анализа структуры экспорта ООН разработана так называемая Классификация по широким экономическим категориям (ШЭК), получившая широкое применение в международной практике. Эта классификация позволяет составить сводные данные по объемам экспорта и обработанных и сырьевых товаров, а также отдельно по оборудованию и потребительским товарам.
Международный опыт в этом году применен и в Казахстане. «Корпорация по развитию и продвижению экспорта» использовала классификацию ШЭК для анализа товарной структуры казахстанского экспорта за последние пять лет.
По данным анализа, проведенного корпорацией, темпы роста экспорта обработанной продукции составили в среднем 37,5%. При этом динамика роста экспорта этой категории товаров показывает неустойчивую тенденцию роста. В 2007 году, например, увеличение сбыта обработанной продукции составило 30% по сравнению с предыдущим, достигнув $13,5 млн. А наибольшее увеличение наблюдалось в экспорте обработанной пищевой продукции – 53,5%.
Однако в 2007 году снизилась доля экспортируемых обработанных товаров, составив 28,2%: на 1,6 процентных пункта меньше показателя 2002 года. Доля потребительских товаров и оборудования по-прежнему остается низкой (3%) и имеет тенденцию снижения.
Ситуацию с обработанными товарами, поставляемыми на экспорт, «Капитал.kz» прокомментировала Любовь Худова, председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности. «Товары с высокой добавленной стоимостью создаются в пяти государствах, находящихся в территориальной близости от Казахстана: в Турции, Китае, России, Узбекистане и Кыргызстане. В самом Казахстане очень низка доля производства данных товаров, что вызывает дефицит и потребность со стороны внутреннего рынка к импорту продукции легкой промышленности», - делится г-жа Худова.
Проблемы в аграрно-животноводческом секторе страны отметил в ходе беседы с газетой Нурлан Буршакбаев, президент Казахстанского союза таможенных декларантов. По его мнению, у Казахстана имеются хорошие возможности для развития производства овощной и животноводческой продукции и дальнейшей ее поставки на экспорт. Как он считает, Казахстан изначально был аграрной страной, и требуется возрождение традиций именно в этой отрасли. Г-н Буршакбаев уверен, что при модернизации и внедрении новых технологий в аграрный сектор экономики страна может производить качественный товар с высокой добавленной стоимостью, который сможет достойно конкурировать на внешних мировых рынках.
Сложно, но можно
Согласно анализу Центра маркетингово-аналитических исследований, основными рынками сбыта казахстанской продукции являются страны Европейского союза, Китай и Россия. Однако специалисты свидетельствуют, что обработанная продукция большей частью (свыше 60%) поставляется на рынки соседних стран СНГ, преимущественно в Российскую Федерацию и страны Центральной Азии. Эти регионы стабильно преобладают в списке экспорта обработанной продукции. Но, с другой стороны, характеризуются более низкой покупательной способностью и меньшей требовательностью в сравнении с глобальными рынками.
Среди основных причин возникновения сложностей у казахстанских экспортеров – несоответствие качества продукции стандартам внешних рынков и отсутствие полной торговой информации у производителей. Как отметил г-н Буршакбаев: «Наши поставщики вынуждены сами искать торговых партнеров, поставщиков, налаживать внешние связи, что, естественно, снижает желание производителей работать на внешние рынки».
Любовь Худова уверена, что прежде чем поставлять продукцию казахстанских производителей на экспорт, государству следует уделить должное внимание становлению и развитию мощной базы обрабатывающей промышленности внутри страны. «Мы за бесценок вывозим из Казахстана сырье, чтобы потом завезти готовую продукцию из того же сырья по гораздо более высоким ценам», - подчеркнула она.
В свою очередь специалисты Центра маркетингово-аналитических исследований из действий, предпринимаемых государственными органами для стимулирования и поддержки экспорта казахстанских товаров, выделили создание в этом году на их базе «Корпорации по развитию и продвижению экспорта». Главная цель нового проекта - формирование институциональной системы поддержки и стимулирования экспортной деятельности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.