Экспортировать нефть стало менее выгодно
Казахстан ввел пошлину на сырую нефтьВведение таможенной пошлины будет распространяться не на всех, а лишь на тех, в чьих контра...Казахстан ввел пошлину на сырую нефть
Введение таможенной пошлины будет распространяться не на всех, а лишь на тех, в чьих контрактах не предусмотрена стабильность по таможенным платежам. Заявления со стороны правительства о намерении принять подобные меры с января 2009 года неоднократно озвучивались в последние месяцы. Проект постановления имел как сторонников, преимущественно в лице государственных органов, так и противников со стороны самих нефтедобытчиков. Получить комментарии в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов РК по этому вопросу не удалось.
Главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, доктор экономических наук Олег Егоров в интервью «Капитал.kz» отметил, что основная проблема, по его мнению, состоит в том, что интересы представителей реального сектора и государственных органов в разрезе данного вопроса не совпадают. Нефтяники выступают против введения пошлины, в то время как правительство к реализации своих нововведений приступило с энтузиазмом. «Россия еще два года назад решилась на подобные меры и ввела у себя таможенную пошлину на экспорт сырой нефти. Ее ставка была установлена в размере разницы между мировой ценой на нефть и базовой ценой, которая определялась правительством. Выгода от таких действий была большая», - подчеркивает г-н Егоров.
Соседский опыт
Алексей Кокин, старший аналитик российского ИФК «Метрополь», в интервью «Капитал.kz» сообщил, что действующая на сегодня в России налоговая политика потребовала от нефтеперерабатывающих заводов максимальной загрузки их мощностей. Так, суммы сборов от таможенной пошлины на экспорт нефти являются одной из основных составляющих Стабилизационного фонда, аналога казахстанского Национального фонда.
В то же время в России ситуация на нефтяном рынке складывается таким образом, что второй квартал подряд отмечается снижение экспорта нефти, сообщает газета «Ведомости». Постоянное повышение внутренних цен на нефтепродукты и выгодность их экспорта по сравнению с экспортом самого сырья побуждают российские компании отдавать предпочтения продаже нефтепродуктов, заявляет источник.
По мнению Андрея Зорина, представителя ИК «Баррель», в долгосрочной перспективе это, безусловно, более выгодное направление. Однако для Казахстана переориентация бизнеса на экспорт нефтепродуктов может быть тяжелой. Основные проблемы, стоящие на пути к этой цели, связаны с трудностями транспортировки и отсутствием конкретных рынков поставки.
Казахстанские аналитики преимущественно разделяют мнение скорей о выгоде, нежели о недостатках поставок на внешние рынки отечественных нефтепродуктов. Как считает Гульнур Рахматуллина, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, мощности Павлодарского и Шымкентского НПЗ недозагружены, и они на самом деле могут перерабатывать гораздо больше объемов продукции. В то же время г-жа Рахматуллина полагает, что отечественные НПЗ нуждаются в модернизации и комплексном обновлении оборудования.
Андрей Зорин, признавая недостаточное знание специфики казахстанских НПЗ, в свою очередь заявил, что в некоторых случаях в зависимости от степени износа здания и оборудования завода бывают случаи, когда легче вложить средства в строительство новых НПЗ, нежели обновлять и модернизировать старые.
Казахстан на рынке нефтепродуктов
Ситуацию с казахстанскими НПЗ прокомментировал г-н Егоров. Согласно информации аналитика, Атырауский завод недавно провел реконструкцию, и, по оценке японских компаний, он способен выпускать топливо, соответствующее мировым стандартам. На Павлодарском НПЗ нефть не может быть переработана в топливо из-за высокого содержания парафина в поступающей к нему на переработку нефти. Аналитик отметил, что для этого необходимы специальное оборудование и антипарафиновые установки, без которых заводить речь о качественных нефтепродуктах не имеет смысла. В то же время он отметил колоссальный потенциал казахстанской нефти и выгодность экспорта нефтепродуктов, в том случае, если они будут соответствовать мировым стандартам.
Прогнозы г-на Зорина относительно экспорта казахстанских нефтепродуктов менее оптимистичны. По его мнению, мировой рынок нефтепродуктов достаточно насыщен и занят крупными компаниями, владеющими значительной долей этого рынка. Ввиду их прочных и стабильных позиций новым игрокам выйти на него будет очень сложно и далеко не факт, что даже производство качественной продукции обеспечит стране успешное развитие направления.
Аналитик российского «Метрополя» г-н Кокин в интервью «Капитал.kz» заметил, что по статистике последних лет экспорт нефтепродуктов в российских условиях все же менее рентабелен, нежели экспорт сырой нефти. И несмотря на все ухищрения законодательства, массового инвестирования в НПЗ не наблюдалось. Нефтедобытчики не спешили поставлять свою продукцию на отечественные заводы и продолжали экспортировать ее на внешние рынки.
Впрочем, как будут обстоять дела с экспортом у Казахстана, особенно после принятия таможенной пошлины на экспорт сырой нефти, станет ясно уже очень скоро. Тем не менее, многие казахстанские аналитики решение государственных органов одобряют, они довольны новыми поправками правительства в отношении фискальной и торговой политики. Как отметил г-н Егоров, правительство преследует две главные цели: пресечь махинации с доходами от продажи нефти казахстанскими компаниями и увеличить поставки сырья на отечественные заводы.
Обратная связь
Тем временем, от самих нефтедобытчиков уже последовала первая ответная реакция. Так, АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» сообщило о возможном пересмотре своих инвестиционных программ в связи с введением таможенной пошлины. «Экспортная пошлина будет распространяться на некоторую часть или всю экспортируемую нефть из объемов, добываемых производственными филиалами РД КМГ Озенмунайгаз и Эмбамунайгаз», - цитируется в официальном пресс-релизе, опубликованном компанией. Объем экспортируемой нефти из общего объема нефти, добываемой на этих двух филиалах, составил 7,3 млн. тонн за год.
Нефтяной гигант Казахстана заявил, что в случае, если экспортная пошлина в размере $109,91 за тонну будет применена ко всему объему экспортных поставок Озенмунайгаз и Эмбамунайгаз, то финансовый эффект для компании в годовом выражении составит, до налогов на прибыль и на сверхприбыль, приблизительно $800 млн. Согласно постановлению правительства, экспортная пошлина будет подлежать вычету из налогооблагаемой базы для целей налога на прибыль и налога на сверхприбыль.
Также в пресс-релизе РД КМГ указывается, что в свете увеличения налоговой нагрузки, компания проведет анализ своих производственных, финансовых и инвестиционных планов и «сосредоточит усилия на наиболее привлекательных возможностях роста при строгом контроле затрат».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.