Грузинский «Боинг» нарушил «авиатишину»
Между Тбилиси и МосквойСамый знаменитый летчик бывшего СССР пришел лично проводить первый за полтора года авиарейс между Тбилиси...Между Тбилиси и Москвой
Самый знаменитый летчик бывшего СССР пришел лично проводить первый за полтора года авиарейс между Тбилиси и Москвой. Вечером 25 марта Вахтанг Кикабидзе «отправил» в столицу России заполненный «Боинг-737-500» грузинской авиакомпании «Airzena – Georgian Airways». Легендарный Мимино и сотня пассажиров не скрывали радости от возобновления прямых авиарейсов между двумя странами – пока что единственного реального признака потепления грузино-российских отношений. Руководство компании надеется, что вслед за восстановлением авиасообщения Кремль снимет и экономическую блокаду Грузии. В «Домодедово» грузинский «Боинг» встречала большая группа журналистов. Руководство московского аэропорта даже разрешило им выйти на взлетно-посадочную полосу, чтобы сделать качественную фото- и видеосъемку самолета из Тбилиси. Грузинский авиалайнер успешно выполнил рейс в Москву.
Отныне «Airzena – Georgian Airways» будет ежедневно по вечерам летать в Россию. У этого перевозчика имеется семь лицензий на полеты, а у другого – «Национальных авиалиний Грузии» - только три. Сейчас эта компания ждет поступления новых самолетов, после чего также намерена выполнять рейсы к северному соседу. И не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, Минводы и Сочи. Российскими перевозчиками в Грузию будут «Аэрофлот» и «Сибирь», авиалайнеры которых выполнят первые рейсы, соответственно, 27 и 30 марта. Борты «Аэрофлота» будут летать из Москвы в Тбилиси шесть раз в неделю, а «Сибири» - три раза в Тбилиси, один раз в Кутаиси и один раз в Батуми. Стоимость билетов в один конец составляет около 150 евро, а туда и обратно – около 250 евро, причем цены грузинского перевозчика немного ниже российских.
Стороны фактически уладили вопросы долгов за аэронавигационное обслуживание, которые Москва использовала в качестве формального повода прекращения авиарейсов осенью 2006 года, после ареста в Тбилиси группы российских офицеров, обвиненных в шпионаже. Текущий совокупный долг грузинских авиакомпаний, в том числе и уже несуществующих, составлял на тот момент $3,7 млн. 2 млн. уже перечислено (большую часть суммы выплатила «Airzena»), а оставшаяся часть будет поэтапно погашена до конца года в соответствии с согласованным графиком. Также решен вопрос аналогичных задолженностей с российской стороны.
Вслед за воздушными полетами между Грузией и Россией возобновляется и морское сообщение. По данным транспортной администрации Министерства экономического развития Грузии, до конца текущей недели российский пассажирский теплоход совершит рейс из Сочи в Батуми. Ответный рейс из грузинского порта совершит пассажирский катер на подводных крыльях типа «Комета» - билет на него будет стоить около $70.
За минувшие полтора года граждане Грузии и РФ ездили друг к другу через третьи страны - обычно через Армению, Азербайджан и Украину. Путешествие «на перекладных» занимало около суток и стоило на порядок дороже – почти как трансатлантическое. Решить проблему удалось только после двусторонних переговоров, последовавших за встречей президентов Грузии и России 21 февраля. Тогда Владимир Путин и Михаил Саакашвили договорились по многим аспектам российско-грузинских отношений, но именно соглашению по возобновлению авиарейсов суждено было стать первой ласточкой реализации достигнутых договоренностей. Следующими пунктами в них значатся восстановление почтового сообщения и снятие экономической блокады, введенной Россией против Грузии в тот же период.
МИД РФ заявил, что «восстановление прямого авиасообщения позитивно скажется на атмосфере в двусторонних отношениях, станет важной вехой на пути к возрождению традиционного добрососедства, отвечающего самым глубоким чаяниям народов России и Грузии». В ответном заявлении грузинское внешнеполитическое ведомство отметило, что «возобновление экономических отношений и снятие других ограничений входит в интересы Грузии и России». Даже в Вашингтоне сочли нужным отреагировать на событие. «Возобновление прямого авиасообщения между Тбилиси и Москвой - очень позитивный шаг, - заявил журналистам помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии. - Мы надеемся, что это свидетельствует о потеплении в их отношениях». Тем временем Метью Брайза подчеркнул, что в Америке рассчитывают на то, что Москва предпримет дополнительные шаги для нормализации отношений с Грузией - в частности, откроет движение через КПП «Казбеги - Верхний Ларс» на сухопутной границе двух стран.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.