День святого мародера
В календаре Кыргызстана «покраснело» 24 мартаНовым праздником объявлено 24 марта. Отныне этот день будет в Кыргызстане выходным....В календаре Кыргызстана «покраснело» 24 марта
Новым праздником объявлено 24 марта. Отныне этот день будет в Кыргызстане выходным. Еще одна «красная дата» введена в честь так называемой «тюльпановой революции», произошедшей три года тому назад. Президент Курманбек Бакиев, подписав указ, узаконивающий нововведение в календарь, выразил благодарность парламентариям, одобрившим предложение об учреждении нового праздника.
Вместе с тем обсуждение в парламенте инициативы о введении Дня народной революции стало весьма бурным. Депутаты разделились на две группы – сторонников и противников нововведения. Дело в том, что события 24 марта 2005 года до сих пор вызывают в горной республике неоднозначные оценки даже среди тех, кто принимал в них непосредственное участие.
«Кыргызстан пока не готов к подобному празднику, так как в обществе до сих пор нет понимания того, что же случилось 24 марта – революция или переворот, - напомнил депутатам глава фракции Социал-демократической партии в парламенте Бактыбек Бешимов. - Введением нового праздника мы можем усилить раскол в обществе».
С тем же мнением выступила депутат от президентской партии «Ак-Жол» Ирина Карамушкина. Она напомнила коллегам, что 24 марта 2005 года жители Бишкека давно окрестили «днем мародера». Она предложила назвать праздник Днем установления демократического государства. Но с ней не согласились большинство ее коллег.
«Не нужно быть квалифицированным ученым, чтобы признать, что 24 марта 2005 года в Кыргызстане все-таки произошла революция», - заявил депутат от коммунистической партии Николай Байло. Обстоятельства, по его словам, указывают на то, что происходившее три года назад не было государственным переворотом. «В марте 2005 года с участием народа были захвачены госучреждения, а президент сбежал из страны, - подчеркнул он. – Все это указывает на то, что в те дни в стране происходила настоящая народная революция. Экономического наполнения она пока не получила. Но для достижения всех целей революции необходим значительно больший период времени».
«Государственным переворотом события 24 марта 2005 года называют в Кыргызстане те, кому не досталось власти», - еще более жестко отрезал коллега Карамушкиной по фракции «Ак Жол» Ибрагим Джунусов. Но окончательное слово осталось за спикером. «24 марта 2005 года в Кыргызстане была открыта новая страница истории, - заявил Адахан Мадумаров. - События того времени были признаны революцией не только внутри страны, но и за ее пределами. Но вопрос о признании 24 марта 2005 года праздником затягивался по политическим причинам». Законопроект, который предусматривал введение в календарь новой красной даты, напомним, был отклонен предыдущим составом парламента.
«Революция продолжается, - заявила по поводу введения нового праздника известная в Кыргызстане женщина-политик Роза Отунбаева, участвовавшая в мартовских событиях. - Праздновать ее победу пока рано. После революции республика прочно занимает нижние позиции в рейтинге стран, борющихся с коррупцией. Одна семья сменила другую – в этом тоже нет сомнений. Энергетикой в республике заправляет та же мафия, что и при Аскаре Акаеве. В Доме правительства сидят те же люди, которые должны были заточить нас в казематы... Народ говорит, что сделал все возможное, чтобы этого не было. А мы, политики, не оправдали его надежд. Праздник у нас был украден».
«По истечении трех лет мы можем с уверенностью говорить, что 24 марта 2005 года был переворот, а не народная революция, - убежден один из лидеров оппозиционного движения «За справедливость», депутат парламента третьего созыва Темир Сариев. - Я не поддерживаю решение действующего Жогорку Кенеша, хотя от него какого-либо другого решения ожидать не приходилось. Ведь он учрежден людьми, сидящими на седьмом этаже «Белого дома» и пользующимися итогами трагедии 24 марта 2005-го».
«В Кыргызстане 24 марта 2005 года – это однозначно День народной революции, ну а что началось после – уже другая история, - прокомментировал утверждение «красной даты» один из лидеров радикальной оппозиции Азимбек Бекназаров. - Началась эпоха Курманбека Бакиева. Но мы же не обвиняли в сталинских репрессиях Великую октябрьскую социалистическую революцию, и 7 ноября в связи с этим не отменяли, правильно? Почему мы должны из-за того, что началось после исторического дня 24 марта, думать, что был переворот, а не революция».
«Признание этого дня праздником – примитивный политический и общественный маразм, - подчеркнул по тому же поводу известный политолог, доктор исторических наук Александр Князев. - Когда в силу каких-то обстоятельств в стране нарушается Конституция, происходит переворот, а потом день, в который он произошел, объявляется праздником, это можно причислить только к разряду маразматических событий. Но если провести аналогию с 1917-м, через определенное время должна произойти переоценка ценностей. Вопрос в другом - когда кыргызское общество созреет для этого?».
Известный оппозиционный политик, лидер Социалистической партии «Ата-Мекен», бывший спикер парламента Омурбек Текебаев считает, что объявление 24 марта в Кыргызстане праздником – большая политическая ошибка. Ее причиной, по его словам, стали «амбиции некоторых людей, которые при жизни хотят застолбить себе место в истории».
«С объявлением этого дня праздничным следовало подождать, - полагает он. – Безусловно, события марта являются историческими, имеющими большое значение для народа, но историки и политики могут оценивать их по-разному. Но поспешное объявление 24 марта государственным праздником и днем революции, думаю, будет способствовать негативным тенденциям в обществе. Избиратели сейчас говорят, что в нашей стране невозможно сменить власть законным путем, через выборы. Считают, что сделать это можно только насильно, под давлением. Но вместо того чтобы доказать обратное, власти возводят психологию толпы в ранг политики. Это показывает пример другим, что можно совершить еще одну «народную революцию» и сменить власть. То есть создается прецедент, поощряется противоправное направление мысли и действий. Тем более что если отставки президентов и приходы новых объявлять национальными праздниками, через 100—200 лет рабочих дней в Кыргызстане не останется».
«Нельзя забывать, что для кого-то 24 марта может и является праздником, но для сотен бизнесменов этот день запомнился как кошмар, - говорит известная в Кыргызстане правозащитница Азиза Абдирасулова. - Чтобы праздник стал народным, необходимо еще несколько десятков лет. Время станет ему экзаменом. Некоторые праздники, не получив признания общественности, стираются из памяти и истории. Случится ли что-то подобное с 24 марта, мы поймем позже».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.