Появление новых участников пивного рынка маловероятно

Доля импортного пива в Казахстане растетНачало весны традиционно считается напряженным периодом для производителей пива. Рост ры...

Доля импортного пива в Казахстане растет

Начало весны традиционно считается напряженным периодом для производителей пива. Рост рынка требует не только поставлять необходимые объемы напитка, но и улучшать качество товара в конкурентной борьбе. О сегодняшнем дне пивной отрасли и о том, каковы перспективы ее развития в интервью «Капитал.kz» рассказал Эдуард Бабаян, председатель координационного совета Союза пивоваров РК и президент ТОО «Пивоваренная компания «DERBES».

- Как сегодня складывается ситуация на рынке пива? Насколько серьезно, по Вашему мнению, на объемах потребления напитка в этом году могут сказаться шаткая экономическая ситуация и введенный в прошлом году запрет на рекламу алкоголя?

- Рост рынка налицо, и он будет продолжаться, хотя и не будет столь высоким, как мы прогнозировали ранее. Запрет на рекламу здесь сыграл свою роль. По нашим прогнозам, в этом году рынок вырастет процентов на 10 и составит порядка 37-38 литров пива на душу населения в год (с учетом всего населения РК, прим. авт.). Для сравнения: например, в Бельгии, Чехии, Германии на одного человека приходится около 200 литров. Наш показатель ближе к Франции, где объем потребления пива на душу населения составляет 40 литров, однако это связано с тем, что французы отдают предпочтение вину (80 литров на человека).

Увеличение рынка пива в стране обусловлено ростом благосостояния населения, качеством предлагаемого продукта. Мировая практика показывает, что создание таких условий влечет за собой переход от потребления более крепких напитков к более легким, мягким. Эту тенденцию уже можно наблюдать и в Казахстане, что, несомненно, является положительным моментом.

- Какова сегодня расстановка сил внутри Казахстана, и можно ли ожидать выход новых игроков на рынок пива?

- Появление новых участников пивного рынка, на мой взгляд, маловероятно. С точки зрения производителей напитка, привлекательность Казахстана не велика. Небольшая численность населения, огромная территория. Кроме того, сильные позиции сегодня занимают, скажем так, «три кита» - объединенная компания Effes и Heineken, «DERBES» и российские импортеры. Рынок фактически поделен. Еще одним аргументом в пользу «невмешательства» служит ограничение по рекламе. Зайти на рынок и продвигать новый для казахстанцев продукт будет достаточно сложно.

- Импортное пиво в Казахстане довольно популярно. Наверняка, немалую роль в этом играют не только вкусовые качества, но и сам бренд. Какова в Казахстане доля иностранного производителя?

- У нас действительно есть такая особенность. Имя, бренд и имидж компании порой играют не меньшую роль, чем качество продукта. Согласно последним данным, за 2007 год доля импортного пива составляет 27,1%, тогда как в 2006 году показатель был равен 25,8%. Соответственно, доля отечественных производителей уменьшилась с 66,7% до 60,1%. Процент импорта очень значительный. Идет большой отток денежных средств из страны. В то время как, например, в Голландии, Турции, Германии доля отечественного производства занимает около 95%. Сегодня наша деятельность направлена на то, чтобы отечественные производители могли составить достойную конкуренцию иностранным компаниям. Однако в условиях нашего рынка - активной интеграции с Россией, которая является основным поставщиком импортного пива, запретом на рекламу, введенных правил о лицензировании торговых точек на реализацию алкоголя, в том числе приравненного к нему пива, сделать это в той мере, в которой было бы возможно, достаточно сложно.

- Как влияет на выбор потребителя ценовая политика? Ведь импортное пиво дороже, нежели казахстанское?

- На нашем рынке представлено пять сегментов, среди которых Economy, Mainstream, Upper Mainstream, Premium, Super Premium. Наибольшую долю занимает сегмент Mainstream – 42%. В 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло небольшое снижение в сегменте Economy и Mainstream. Хорошо развивается сегмент Premium и Super Premium. Его ценовой диапазон составляет от 140-150 тенге и выше. Такие показатели обусловлены тем, что в стране растет уровень благосостояния населения, соответственно, большим спросом начинают пользоваться более дорогие марки пива. Популярными стали пивные рестораны, бары и т.д., где часто на выбор потребителя предоставляется широкий ассортимент дорогостоящего продукта. Напиток местного производства с точки зрения цены более доступен. Но не всегда покупатель делает выбор с учетом этого критерия. Сейчас мы поставлены в неравные условия, когда реклама импортного пива свободно идет по кабельному телевидению, а казахстанские производители ограничены в ней. Это не может не сказываться на росте ввозимого продукта.

- Как сегодня развивается сегмент безалкогольного пива?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что безалкогольное пиво, точно такое же, как и все остальные виды. Технология производства та же самая. Отличается она лишь тем, что после полной готовности из продукта извлекается алкоголь. Для этого существует специальная технология. Вот почему безалкогольное пиво для нас по себестоимости выше, чем обычное пиво. Спрос на этот относительно новый вид напитка растет с каждым годом. Как я уже говорил, идет тенденция к большему употреблению легкого алкоголя. Кроме того, безалкогольное пиво является альтернативой для некоторых категорий людей, которым пить нежелательно - водителей, спортсменов, будущих матерей. Если говорить вообще о доле неосновных сортов, то она довольно большая. Выбор на рынке сейчас огромный – от всех сортов, марок и крепости. В некоторых странах уже практикуются добавки к традиционному пиву. У нас пока стагнации на рынке нет, поэтому активно растут продажи классического пива и его неосновных сортов.

- По Вашему мнению, насколько эффективна мера запрета рекламы алкоголя, в том числе пива?

- Мы понимаем рекламу больше как конкурентную борьбу между производителями. В целом на рост потребления, с нашей точки зрения, она не влияет. Запрет никогда не приводил к уменьшению продаж спиртных напитков. Об этом свидетельствует и опыт мировых стран. Когда в Швеции была введена монополия на спиртное, за 10 лет уровень его потребления в стране вырос в 2 раза. Кроме того, ситуация на рынке уже сложилась, запрет рекламы не повлечет за собой глобальных изменений. Рекламное ограничение только увеличивает негативное поле, сужает возможности производителей не только доносить правильную информацию до целевой аудитории, но и воспитывать культуру потребления пива. Поэтому, с моей точки зрения, акцент нужно делать скорее на грамотное донесение информации, нежели на ее запрет.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤