Фонд экономической помощи СНГ
Какие страны останутся «за бортом»?Россия намерена выступить с инициативой о создании специальной структуры на случай возникнове...Какие страны останутся «за бортом»?
Россия намерена выступить с инициативой о создании специальной структуры на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в странах СНГ, сообщил первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев на неформальном саммите стран Содружества в Москве, который прошел в конце прошлой недели.
Как отметил г-н Медведев, «наверное, стоило бы объединить усилия экспертов в этой области, в том числе путем создания фонда оперативной экономической помощи в случае чрезвычайных ситуаций в государствах Содружества. Такое предложение у нас готовится». По его мнению, «необходимость эффективных практических мер в данной области абсолютно очевидна».
Создание фонда оперативной экономической помощи аналитики, опрошенные «Капитал.kz», считают вполне логичным шагом.
Как нам рассказал Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, на госсовете президент РФ Владимир Путин предложил программу достаточно бурного экономического развития России. Уже в Красноярске эту программу детализировал Дмитрий Медведев.
По мнению российского эксперта, данная программа важна и для развития мировой экономики. Соответственно, важной она является и для стран Содружества, так как позволяет сформировать совместный план экономического развития СНГ.
В свою очередь, экономист Канат Берентаев, считает, что предложение Дмитрия Медведева заслуживает внимания, так как ряд стихийных и техногенных катастроф случаются, как правило, в приграничных районах. В этой связи соседская помощь была бы кстати. В частности, в рамках такого союза можно было бы более успешно решить и проблему обеспечения Южно-Казахстанской области электроэнергией и водой. Вот почему, скорее всего, по мнению экономиста, действия фонда могут быть направлены на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые отдельные страны самостоятельно не смогут ликвидировать, или для этого потребуется длительное время.
Между тем Гульнара Аннакулиева, старший эксперт Центра прикладных исследований алматинского представительства АО «Институт экономических исследований», отмечает, что единое таможенное пространство, единые банковские и финансовые системы требуют создания такого фонда. По ее мнению, помощь странам будет осуществляться не только в виде финансов, но и в качестве участия в программах государств, инвестиционных проектах.
В этой связи эксперт Института экономических исследований считает положительным факт заимствования и активного инвестирования как внутри СНГ, так и за его пределами. По ее мнению, «в случае кризиса у стран, инвестировавших в другое государство, появится стимул помочь стране хотя бы для того, чтобы вернуть свои средства».
Однако «в случае экономического кризиса, - говорит Канат Берентаев, - важным становится не столько наличие специального фонда, сколько проведение взаимосогласованной политики, в частности курсовой и таможенной». Это было бы особенно ценно в настоящее время, когда имеется напряженность на продовольственном рынке всех стран. О важности согласованного валютного курса говорит то, что при российском дефолте 1998 года несогласованность действий казахстанского и российского правительств обернулась потерей почти миллиарда долларов из-за стремления удержать курс тенге чисто по политическим мотивам.
Между тем г-н Жарихин полагает, что в случае кризиса в таких державах, как Россия и Казахстан - этот фонд помочь не сможет, поэтому в данном случае речь идет о небольших странах СНГ.
Будет ли такая помощь странам СНГ безвозмездной? В этом российский эксперт уверен, потому что государства Содружества, наученные горьким опытом, безвозмездной помощи без условий, без возврата и без собственной выгоды оказывать не будут, тем более вариантом могут стать ресурсы, полезные ископаемые.
Но самое главное, по мнению г-на Берентаева, должна быть оперативность в использовании средств фонда, то есть механизм его управления должен быть максимально эффективным, не требовать длительного согласования с правительствами стран, и в пределах своих полномочий управление фонда должно быть самодостаточным. Здесь, считает экономист, важен еще один момент, который нужно всегда учитывать. «Союз будет только тогда успешен, когда никто не будет пытаться улучшить свое положение за счет ухудшения состояния партнеров, то есть нужно добиваться оптимума по Парето», - подчеркнул он.
Интеграция во благо
В свою очередь Нурсултан Назарбаев на саммите призвал глав стран Содружества к координации экономической политики. По данным пресс-службы президента Казахстана, «Он обратил внимание коллег на вопросы, связанные с последними потрясениями на международных финансовых рынках и их возможными последствиями для стран СНГ. С целью недопущения дестабилизации экономик государств Содружества президент Казахстана призвал глав этих государств к координации экономической политики и более тесной интеграции».
В данной связи Нурсултан Назарбаев предложил провести конференцию министров экономического блока, председателей национальных банков с привлечением международных финансовых институтов для выработки механизма реагирования на колебания на мировых финансовых рынках, проведения скоординированной политики в этой области. «Убежден, что результаты сегодняшней встречи найдут практическую реализацию на благо наших народов», - сказал на встрече президент Казахстана.
В свою очередь, президент Беларуси Александр Лукашенко также убежден в перспективности интеграционного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств, но только в том случае, если это взаимодействие будет и далее наполняться конкретными делами. Тем более, по мнению лидера Беларуси, альтернативы СНГ на постсоветском пространстве нет. При этом он добавил, что еще сравнительно недавно Содружество переживало в своей истории период кризиса, и во многом благодаря усилиям Беларуси, твердо выступившей за сохранение и дальнейшее развитие СНГ, этот кризис был преодолен.
По мнению аналитиков, страны Содружества действительно должны выработать единую стратегию экономического развития СНГ для полноценного взаимодействия. По мнению г-жи Аннакулиевой, те события, которые произошли в Таджикистане, а также продовольственный и ценовой кризис, затронувший все страны Содружества, дали понять, что создание единой модели - необходимая мера.
Как считает Канат Берентаев, интеграция в рамках СНГ или ЕЭП является объективной необходимостью еще и для противостояния угрозам глобализации. Известно, что формирование крупных региональных блоков рассматривается как условие сохранения национального суверенитета, как бы это ни казалось странным, так как при создании наднациональных структур приходится часть своих прав делегировать наднациональным органам.
Очевидно, что для выхода и закрепления республики в числе 50-ти конкурентоспособных стран мира, Казахстан не сможет организовать собственное производство наукоемкой и конкурентоспособной продукции, тем более в новых отраслях. Это связано, в первую очередь, с маленькими размерами экономики.
Страны СНГ в совокупности обладают около 70-80% экономического и научно-технологического потенциала бывшего СССР. Поэтому тесная научно-технологическая и экономическая интеграция, восстановление отдельных эффективных межреспубликанских связей могут позволить организовать разработку и выход на мировой рынок с новой наукоемкой продукцией и технологией. В рамках СНГ имеется возможность полностью реализовать весь цикл, начиная от фундаментальных исследований вплоть до освоения массового выпуска новой продукции. В отдельности ни одна из стран СНГ, за исключением России, не в состоянии реализовать этот цикл полностью.
Для такой интеграции, по мнению г-на Берентаева, нужна только политическая воля, так как народы стран Содружества имеют историческую память об эффективности подобного взаимодействия, объединены общим языковым, культурным и научным пространством. Многие производства в разных странах развивались с позиции эффективного территориального разделения труда, что также способствует более тесной интеграции стран СНГ.
Несмотря на разговоры о том, что нужно сохранить все, что осталось от СССР, продолжаются уже давно, как полагает г-н Жарихин, еще в 90-х годах от Советского Союза мало что осталось. Но страны до сих пор связывает единая транспортная и энергетическая инфраструктура, на основе которой необходимо формировать новый экономический союз, который позволит не только экономить, но и создавать вполне конкурентный товар, уточнил он.
К тому же, по словам российского аналитика, и Россия. и Казахстан испытывают проблемы с временными трудовыми мигрантами. Поэтому возможным вариантом для решения данной проблемы Владимир Жарихин предлагает открытие казахстанскому и российскому бизнесу производства на территории стран, откуда идет трудовая миграция, то есть так снижать социальное напряжение.
Стоят в сторонке
Страны, которые не поддержат инициативу создания фонда и развития единой экономической политики, все аналитики назвали одинаково – Украина и Грузия. Г-н Жарихин считает, что это связано с тем, что эти страны все еще надеются попасть в ряды Евросоюза.
Канат Берентаев уверен, что в силу выбора разных моделей и методов постсоциалистической трансформации, личных качеств руководителей государств возможности для эффективной интеграции сужаются. В этом отношении рьяным противником более тесного сближения стран СНГ можно рассматривать Украину, которая выбрала ориентир на присоединение к НАТО.
В последнее время очень активным на этом поле становится Узбекистан. Вот почему, по мнению г-на Берентаева, наиболее реальным мог бы стать союз трех республик – Беларуси, России и Казахстана. К такому союзу, безусловно, присоединятся, рано или поздно, центральноазиатские республики, а также Армения и Азербайджан. Последние две страны могут присоединиться, с моей точки зрения, несмотря на продолжающийся конфликт из-за Нагорного Карабаха.
В этой ситуации, с точки зрения казахстанского экономиста, возможна и определенная помощь друг другу в кризисных условиях, в частности по взаимной поставке определенных товаров и услуг по внутрисоюзным ценам.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.