Автокоридор для Казахстана
Государство реализует масштабные проектыКазахстан приступил к реализации сразу двух масштабных проектов стоимостью более триллио...Государство реализует масштабные проекты
Казахстан приступил к реализации сразу двух масштабных проектов стоимостью более триллиона тенге. Первый - по строительству дорог, а второй - газопровода «Бейнеу – Бозой - Самсоновка», который позволит решить проблему дефицита топлива на юге Казахстана и обеспечить население и предприятия газом. Данный проект социальный, поэтому будет реализовываться на принципе государственно-частного партнерства, он обойдется в $3 млрд. 840 млн.
Проекты были представлены в начале недели на заседании правительства министерством транспорта и коммуникаций. Более подробно на заседании говорили о сроках ввода, экономической выгоде и источниках финансирования самого крупного в Казахстане трансконтинентального коридора «Западная Европа - Западный Китай», который пройдет через южные области - Кызылорду и Актобе, выйдет на Россию, создаст рабочие места и оживит экономику регионов. Длина «коридора» - восемь с половиной тысяч километров, из которых почти три пройдет по территории Казахстана и обеспечит грузоперевозки в нескольких направлениях: из Китая в Центральную Азию, Россию и Западную Европу через РК.
«Международный транспортный коридор позволит государству улучшить качество автомобильных дорог в пяти регионах страны и получать солидный доход от транзита грузов», - заявил министр Серик Ахметов. Стоимость уникального проекта составляет 900 млрд. тенге. В качестве источников финансирования планируется привлечь деньги частных инвесторов и бюджета. В эксплуатацию новую транспортную магистраль планируется сдать в 2013 году.
Кроме того, «от сокращения времени в пути экономия составит около 33 млрд. тенге, - пояснил министр транспорта и коммуникаций. - Количество сэкономленного времени скажется на увеличении скорости, а за счет улучшения дорожного покрытия, повышения технических параметров дороги число дорожно-транспортных происшествий и погибших в результате ДТП значительно снизится. Все эти расчеты выполнены по международным методикам и есть в технико-экономическом обосновании проекта, который мы получим после их реальной экспертизы, в том числе экономической». И добавил - транспортный коридор проходит по территории пяти областей республики, где проживает треть населения, а это более 4,6 млн. человек. Главной привлекательностью нового маршрута станет время прохождения данного пути.
«Так, если по Транссибирской магистрали время в пути составляет 14 дней, морским путем – 45 суток, по новой автодорожной магистрали - всего 10 дней», - пояснил министр.
Что касается перспектив и окупаемости нового проекта - по расчетам специалистов, маршрут будет приносить в казну государства ежегодно около 56 млрд. тенге без учета уровня инфляции.
«Когда мы строим дорогу, ориентированную на внутренний рынок, когда она решает конкретные проблемы благосостояния людей - это понятно, что мы тратим из бюджета, - пояснил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. - Но когда мы масштабно ориентируемся на транзит - должны быть другие показатели. Например, мы должны знать, кому и почему проезд по этой дороге может быть выгоден, чтобы суметь окупить затраты как минимум лет через 15. Кроме того, дороги на одной четвертой части коридора будут платными».
В свою очередь премьер-министр Карим Масимов предложил разработчикам Налогового и Бюджетного кодексов изучить международный опыт и рассмотреть схему, как заставить дороги приносить ощутимую прибыль транзитному государству.
«Есть неплохая мировая практика, когда налогооблагаемая база АЗС идет на содержание дорог, вдоль которых они расположены. Кроме того, вводя ограничения на объем ГСМ, провозимых с территорий других стран, можно было бы «мягко принудить» транзитчиков пользоваться услугами отечественного производителя», - комментирует он. В целом премьер дал минтранскому два месяца для проработки вопросов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.