Найти «национального чемпиона»
Представители госструктур, депутаты и промышленники обсудили проблемные вопросы машиностроенияНа минувшей неделе парламентская ф...Представители госструктур, депутаты и промышленники обсудили проблемные вопросы машиностроения
На минувшей неделе парламентская фракция партии «Нур Отан» и владельцы крупнейших заводов Казахстана на Совете по диверсификации экономики разбирались с проблемами республиканского машиностроения. Говорили о недобросовестной конкуренции зарубежных инвесторов, о пустующих заводах, об отсутствии внимания со стороны государства к отрасли как таковой, и о том, что отстающая отрасль до момента вступления страны в ВТО должна стать конкурентоспособной. А пока вывод неутешительный: «Если не предпринять срочных мер по ее поддержке, можно потерять эту отрасль совсем», - заявили депутаты.
Доля машиностроения в общем объеме промышленного производства в 2005-2007 годах в Казахстане, по словам председателя АО «Самрук» Каната Бозумбаева, составила около 3,5%. Для сравнения: данный показатель в Японии равен 50%, в Германии - 48, в России - 30. Но и это еще не все: имеющиеся мощности на предприятиях, по его данным, используются лишь на 10-15%, а износ основных фондов дошел до критической отметки в 40%.
«И хотя Казахстан исторически входит в десятку мировых лидеров по поставкам зерна, - пояснил он, – парадокс в том, что у нас нет ни одного завода по выпуску собственной специализированной техники для сельского хозяйства».
Машиностроительные заводы, по словам председателя комиссии по вопросам стратегии индустриально-инновационного развития, депутата Мейрама Пшембаева, в стране необходимо построить.
«Такой подход позволит удешевить и сделать доступной сельхозтехнику для средних фермеров, крестьянских хозяйств, быстрее обновить стареющий парк спецсельхозтехники, эффективнее производить качественную сельхозпродукцию, создаст новые рабочие места не только на самих заводах, но и в аграрном секторе», - заявил депутат.
Впрочем, проблемы у нас не только с сельскохозяйственным машиностроением. Если верить статистике, сегодня в Казахстане 1435 предприятий, работающих в транспортной, энергетической, нефтегазовой, сельскохозяйственной и других областях. Однако на внутреннем рынке собираются только штучные импортные комплектующие с низкой долей наукоемкой продукции. А ведь Казахстан может и должен производить легковые автомобили, комбайны, вагоны или технику для добычи полезных ископаемых и, конечно, сельхозтехнику. Пока же отечественные заводы удовлетворяют только 13% внутреннего спроса. Остальное завозят, в основном из России и Китая. Чтобы изменить хоть как-то ситуацию, необходимо активное участие государства.
«Из нынешнего тяжелого положения машиностроительную отрасль без реализации комплекса мер государственной поддержки, в том числе и денежных вложений, не вывести», - считает г-н Бозумбаев. Причем такая поддержка должна стать системной. И в этом представители госструктур, депутаты и промышленники были как никогда единодушны. Предлагали обучать специалистов на основе партнерских отношений государства и бизнеса. Развивать сеть мелких и средних предприятий по производству комплектующих частей для машиностроения, чтобы не завозить зарубежные. И еще - модернизировать предприятия с помощью субсидий, снижения налогов и таможенных платежей. По мнению Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен», стартовать программа должна уже в этом году, чтобы к моменту вступления Казахстана в ВТО отечественные заводы смоги выдержать конкуренцию.
Первым шагом к тому должно стать определение «национального чемпиона», которому нужно обеспечить исключительные условия для работы. Больше всего для этой роли, по словам председателя «Казыны», подходит национальная компания «Казахстан Инжиниринг», объединяющая основную часть отечественных машиностроителей и оборонно-промышленного комплекса.
Председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Азат Перуашев высказался за введение льгот для машиностроительной отрасли: «Налоговые и таможенные льготы и преференции, использование государственного оборонного заказа позволят привлечь стратегические инвестиции и придать импульс развитию всей отрасли. Надо создать для наших производителей условия, аналогичные зарубежным, а не устраивать здесь, у себя налоговый каннибализм!». И добавил: «Чтобы не получилось так, что, сколько ни вливай в предприятие, толку не будет… Мы заинтересованы в том, чтобы ситуацию, которая будет создана в результате смягчения налогового бремени, при правильном подходе, использовать максимально эффективно. Это позволит нам оживить машиностроение и ряд других перерабатывающих отраслей».
Другая, не менее острая проблема стоит перед машиностроителями – кадровая. Возраст высококвалифицированных специалистов на машиностроительных предприятиях сегодня составляет 50-58 лет. Учитывая среднюю продолжительность жизни, считают депутаты и машиностроители, лет через 3-5 лет на заводах просто некому будет работать.
В конце встречи Кенжегали Сагадиев, председатель совета по диверсификации экономики при фракции НДП «Нур Отан», заявил: «Мы выслушали очень много интересных предложений и собираемся серьезнейшим образом обобщить и внести самые дельные из них в правительство. К тому же процесс диверсификации экономики проходит под контролем Главы государства».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.