Камень преткновения сетей третьего поколения
Вопрос их внедрения в Казахстане находится на рассмотренииО сотовом рынке Казахстана «Капитал.kz» писал неоднократно. Принимая в...Вопрос их внедрения в Казахстане находится на рассмотрении
О сотовом рынке Казахстана «Капитал.kz» писал неоднократно. Принимая во внимание тот факт, что сегодня он находится на грани полного насыщения, все больший интерес виден в перспективе внедрения сетей третьего поколения (3G). Благодаря им, абонент не просто получает быстрый доступ к интернету, но и может одновременно разговаривать и видеть своего собеседника с помощью видеотелефона, вести бизнес, обучаться, развлекаться и многое другое.
Вопросы перспектив сотовой связи в 2008 году и, в частности, плюсов и минусов внедрения 3G в Казахстане на днях обсуждались на форуме «Тенденции развития сотовой связи в 2008 году». По словам заместителя председателя Агентства РК по информатизации и связи Аскара Бешигаева, сейчас в ближайших планах есть освоение новых частот GSM 1800, конкурс на которые агентство намерено объявить уже в марте-апреле этого года. Что касается внедрения 3G, то, по мнению г-на Бешигаева, преимуществ у него масса, поэтому отношение к такой перспективе может быть только положительное.
Между тем Нурлан Саргаскаев, директор по развитию бизнеса компании GSM Казахстан, не берется прогнозировать появление 3G в РК, потому как правительство в лице Агентства по информатизации и связи не обозначает конкретных сроков и не предоставляет возможности операторам развернуть республиканскую сеть или хотя бы пилотный проект.
Отметим, что вопрос внедрения сетей третьего поколения обсуждается уже с 2004 года. В прошлом году даже принималось решение о проведении пилотного проекта, которое так и не воплотилось в жизнь. «Наша компания давно готова к внедрению 3G и технически, и финансово, и в плане кадров. Однако дело практически не сдвинулось с мертвой точки, единственная слабая перспектива – обещание регулирующих органов о проведении тендера на частоты связей 3G в этом году. Тем не менее, неконкретные сроки и неопределенная формулировка дают хорошую возможность для дальнейших корректировок», - подчеркивает г-н Саргаскаев.
Основное обоснование того, что сети третьего поколения все еще не действуют в Казахстане, кроется в занятости необходимых частот. По словам Нурлана Саргаскаева, в стране 90-95% частот закреплено за военными органами. Кроме того, необходимые частоты заняты и кабельным телевидением. «Однако постепенное их освобождение уже проводится», - уверяет Аскар Бешигаев.
Более критичное мнение относительно применения 3G в Казахстане у Светланы Черненко, представителя в Казахстане консалтингового, аналитического агентства «IKS – consulting». Основным камнем преткновения развития сетей третьего поколения, по ее словам, является низкое освоение Internet в целом. Сегодня абоненты пользуются только самыми простыми услугами – SMS, MMS. Данные структуры рынка дополнительных услуг говорят о том, что пользователи пока не готовы активно применять все преимущества, которые дает 3G.
Согласно приведенным цифрам, рынок VAS (дополнительных услуг) в Казахстане выглядит следующим образом: SMS, MMS – 67%, интернет и передача данных – 9% (в то время как, например, в России этот показатель равен 20%), базовые сервисы – 6%, мобильный контент – 18%.
На данный момент мобильный контент в Казахстане развивается, однако говорить о его острой востребованности у абонентов не приходится. По словам управляющего директора российского мобильного контент-провайдера «i-Free Kazakhstan» в РК Ивана Соловьева, для его развития существует ряд проблем. Это и слабая инфраструктура регионов, и низкая заинтересованность некоторых операторов в продвижении дополнительных услуг, и недостаточная информированность. Тем не менее, компания не просто продвигает российский продукт, но и производит казахстанские контент-услуги, причем не только развлекательного характера.
Кто рискнет?
Теоретически любой сотовый оператор Казахстана может стать поставщиком услуг 3G, считает г-жа Черненко. Тем более что практический опыт у того же ТОО «Кар-Тел» уже имеется. Дмитрий Кромский, генеральный директор «Кар-Тел» подтвердил, что развернуть такую сеть в Казахстане в течение 6 месяцев вполне реально. Сегодня компания уже предоставляет услуги 3G в Таджикистане, России, Узбекистане и Украине.
GSM Казахстан готова установить 3G в еще более сжатые сроки – 3 - 4 месяца.
Кроме того, уже сейчас в республике в продаже имеются телефоны, способные поддерживать 3G. Евгений Владимиров, глава представительства Nokia в Казахстане, говорит о том, что Nokia уже не первый год поставляет в РК мобильные устройства, поддерживающие формат 3G. «Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы связь третьего поколения была доступна казахстанцам, так как ее введение расширит возможности отечественных пользователей мобильных устройств по получению и передаче информации как в сфере делового коннектинга, так и в части мобильных развлечений», - считает г-н Владимиров.
Практического применения, по мнению Светланы Черненко, осталось ждать недолго. «Пока операторы получают достаточно высокие доходы от базовых голосовых сервисов, и им не имеет смысла распылять свои усилия на какие-то дополнительные услуги. Это не вина операторов, я считаю это весьма логичным и объективным процессом. Рынок, как механизм саморегулирующийся, сам создаст необходимые условия для того, чтобы такие услуги появились и у нас», - считает аналитик.
В то же время Нурлан Саргаскаев более категоричен. «Сегодня необходимо всеми способами расширять доступ к интернету, в том числе широкополосному. Сотовые операторы могут обеспечить такой доступ в течение нескольких месяцев, в то время как если ставка будет сделана на «Казахтелеком», на это потребуются годы. Не использовать тот потенциал, ресурс, которым сегодня обладают сотовые операторы Казахстана, я считаю просто недальновидной политикой», - говорит г-н Саргаскаев. По словам специалиста, если кто и потеряет от этого, то только сами операторы. Компании готовы вкладывать необходимые суммы, и все проблемы, связанные с процессом внедрения 3G, ложатся на их плечи. Он также полагает, что с точки зрения экономической целесообразности, регулирующим органам было бы выгоднее не проводить тендер, а обязать операторов при выдаче лицензий обеспечить покрытие определенных территорий к назначенному сроку, по истечении ставить новые планки и т. д.
Новая услуга – новые возможности
Расширение услуг сотовых операторов открывает и новые возможности получения дополнительной прибыли. Сегодня реклама в мобильном телефоне - явление в мире довольно распространенное. Хотя специалисты по-разному оценивают перспективность этой тенденции. По словам г-на Кромского, данный сервис находится на стадии развития. «Несомненно, что это выгодно для операторов, но реакция рынка скорее пассивная». Г-жа Черненко, в свою очередь, добавляет, что здесь главное соблюсти очень тонкий момент корректного доступа к абоненту. «Основные правила предоставления таких услуг – корректное предложение и получение согласия абонента. Очень важно избежать того спама, который мы имеем на wap пространстве. Прерогатива и обязанность сотовых операторов - преподнести услугу так, чтобы она не вызвала у потребителя раздражение», - подчеркивает она. В Казахстане примеров пока не наблюдалось, однако аналитик уверена, что такая услуга ожидает нас в ближайшем будущем.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.