Железная конкуренция
Перевозка грузов по Баку-Тбилиси-Карс будет дешевле и быстрееНесмотря на начало работы железнодорожной линии Китай-Германия, в Б...Перевозка грузов по Баку-Тбилиси-Карс будет дешевле и быстрее
Несмотря на начало работы железнодорожной линии Китай-Германия, в Баку не сомневаются по поводу конкурентоспособности собственного проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Эти два проекта представлялись российскими и западными специалистами в качестве конкурирующих маршрутов и вместе с экономической составляющей несли в себе явный политический контекст. Если для РФ проект Китай-Германия создает возможности усиления влияния в среднеазиатском регионе, то Азербайджан строительством БТК стремится оставить в еще большей экономической изоляции Армению, с которой он находится в состоянии войны.
Напомним, в конце прошлого года состоялось торжественное открытие строительства Баку-Тбилиси-Карс. Надо отметить, что США и ЕС призывали Азербайджан, Грузию и Турцию отказаться от БТК и предлагали задействовать неработающую железнодорожную ветку из Турции в Армению. Несмотря на давление, строительство БТК стоимостью в $600 млн. все же началось. Этот проект включает реконструкцию части грузинской железной дороги (ГЖД), строительство 25-километрового участка, соединяющего ГЖД с турецкой железной дорогой, и сооружение станции по смене колесных пар в Ахалкалаки. Строительные работы планируется завершить к осени 2009 года. Примерно к этому времени должно завершиться строительство железнодорожного тоннеля под проливом Босфор в Турции.
Реальная конкуренция
Проект БТК может составить реальную конкуренцию российскому проекту КНР-Германия. Заместитель министра транспорта Азербайджана Муса Панахов, выступая по телеканалу АНС-ТВ, сообщил, что расстояние от центральных провинций КНР до порта Гамбург составляет примерно 9800 км. Этот путь контейнерный состав может преодолеть за 15 дней. Расстояние же от китайской границы до границы Турции с Европой равно 6 тыс. 850 км. «Таким образом, по российскому маршруту расстояние от Китая до центра Европы значительно превышает наш маршрут, то есть проект Баку-Тбилиси-Карс. Грузы посредством БТК можно доставлять до центра Европы за 12 дней», - отметил он.
По его словам, проект БТК коммерчески эффективен как с точки зрения сроков доставки грузов, так из-за экономической привлекательности и безопасности перевозки. К тому же посредством этого маршрута можно будет присоединиться к южноевропейской железнодорожной сети.
Участники проекта детально изучили все коммерческие аспекты с тем, чтобы в будущем эффективного использовать данный маршрут. По мнению замминистра, «несмотря на наличие старых имеющихся маршрутов, грузоотправители всегда выбирают экономически более выгодный маршрут». Он напомнил, что в прошлом о транспортном коридоре TRAСEСА тоже говорили, что он не оправдает себя из-за наличия других транспортных коридоров. Однако TRAСEСА, к которому по инициативе Гейдара Алиева присоединился и Азербайджан, привел к 12-кратному увеличению транзитного грузопотока. Как считает Муса Панахов, грузоотправители постоянно изучают новые маршруты и выбирают самые оптимальные. По его словам, высокая экономическая эффективность Баку-Тбилиси-Карс вполне устроит грузоперевозчиков.
Касаясь тарифов за транспортировку по БТК, г-н Панахов сообщил, что тарифная политика этого проекта пока находится в стадии разработки. «Мы все тщательно изучаем, с тем, чтобы создать оптимальную тарифную базу. Для привлечения грузоотправителей планируется применить льготы в соответствии с многосторонним соглашением по проекту TPAСEСA. Тарифы будут выгодными как для грузоперевозчиков, так и для транспортников Азербайджана, Грузии и Турции», - поделился Муса Панахов. Он также считает, что реализация этого проекта не только повысит грузовой потенциал Азербайджана, но и создаст прямое железнодорожное сообщение со стратегическими союзниками Азербайджана в регионе - Турцией и Грузией, что сыграет большую роль в деле расширения взаимоотношений, сближения культур между народами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.