Казахстан «отложил» прокачку по БТД…
На имидже страны это не отразитсяКазахстан отложил поставки своей нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) на год. Причи...На имидже страны это не отразится
Казахстан отложил поставки своей нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) на год. Причиной этого послужил перенос коммерческой добычи на Кашаганском месторождении.
В интервью «Капитал.kz» Арман Дарбаев, управляющий директор АО «НК «КазМунайГаз», подтвердил тот факт, что нефть по БТД будет транспортироваться с Кашагана, но поскольку добыча отложена, это повлияло и на отсрочку поставок нефти из Казахстана по азербайджанской трубе. «Компания «КазМунайГаз» не имеет никаких обязательств по поставкам казахстанской нефти по направлению Баку-Тбилиси-Джейхан, - говорит г-н Дарбаев. - Грузоотправителями отечественного углеводородного сырья по этой трубе считаются 5 «кашаганских» компаний: Сhevron, ConocoPhilips, Total, Impex и Eni». По его словам, именно Сhevron имеет коммерческую договоренность по поставкам нефти в будущем по БТД как третье лицо. Сейчас пропускная мощность нефтепровода составляет 50 млн. тонн в год, но уже в марте 2008 года ее планируется увеличить до 60 млн. тонн. «Однако не факт, что это произойдет», - добавил Арман Дарбаев.
Имеем право
Вряд ли ответственность за перенос сроков поставок нефти по БТД стоит возлагать только на правительство Казахстана, считает Николай Спасский, инвестиционный консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации». «Предполагалось, что нефть в Баку-Тбилиси-Джейхан будет поставляться с месторождения Кашаган, однако консорциум AgipKCO, разрабатывающий месторождение, неоднократно переносил сроки начала промышленной добычи, - говорит г-н Спасский. - Подавать нефть в БТД с других месторождений экономически не очень выгодно, к тому же Астана имеет обязательства по поставкам перед другими странами». Таким образом, Казахстан имеет право изменить срок начала поставок, добавил он.
Эксперты из Центра нефтяных исследований Азербайджана уверены, что изменение начала транспортировки имеет технические причины. В то же время компания «Тенгиз-Шеврон Ойл» намерена восполнить пробел и направить часть тенгизской нефти по БТД. Сегодня «Тенгиз-Шеврон Ойл» выгодно прокачивать свое сырье по данному маршруту, аргументом в пользу этого становится намеченное в 2008 году увеличение нефтедобычи на Тенгизе. Соответственно компания будет стремиться экспортировать долю своей нефти по указанному экономически выгодному направлению. Однако содержание серы в тенгизской нефти значительно все осложняет.
Для закачки ее в БТД и смешивания с азербайджанской нефтью марки «азери лайт» казахстанское сырье не должно более чем на 5% отличаться от нее. В противном случае это повлияет на цену азербайджанского углеводородного сырья, а Баку на такое не пойдет. Если тенгизское сырье не будет соответствовать качеству «азери лайт», казахстанская нефть не будет транспортироваться по БТД, и опять возникнет проблема наполняемости трубы.
«Азербайджан сегодня не в состоянии заполнить Баку-Тбилиси-Джейхан, а без казахстанской нефти нефтепровод будет просто простаивать, - заметил Николай Спасский. - Ежегодно страна потребляет около 10 млн. тонн нефти, а мощность БТД составляет 50 млн. тонн. Таким образом, для стабильного заполнения трубопровода Баку необходимо нарастить нефтедобычу до 60 млн. тонн в год, и то при условии, что потребление нефти в стране не вырастет». На такой уровень Азербайджан планирует выйти лишь к 2010 году, а до этого срока заполнить БТД не удастся, полагает он.
Гульнур Рахматулина, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, кандидат экономических наук, считает, что решение Казахстана отложить сроки поставки нефти достаточно объективно, потому как сейчас для страны существуют более важные и приоритетные направления поставок, такие, как Атырау-Самара, КТК, трубопровод в Китай. Однако, по ее словам, не стоит полностью лишать БТД отечественной нефти, пусть хоть в незначительных объемах, но сырье должно транспортироваться по нему.
Будут ли последствия?
Говоря о возможных последствиях отсрочки поставок отечественной нефти по БТД, Арман Дарбаев отметил, что это никоим образом не отразится на имидже страны в глазах мирового сообщества, потому как наличие новых маршрутов всегда предоставляет альтернативные варианты транзита казахстанской нефти и заключения новых контрактов.
В ближайшее время планируется увеличить объемы, транспортируемые по трубе Атырау-Самара до 16,5 млн. тонн в год, расширение КТК должно составить 67 млн. тонн, плюс китайское направление. Поэтому, отметил Арман Дарбаев, сегодня у Казахстана существует несколько маршрутов для транспортировки своего «черного золота».
С ним согласен и Николай Спасский: «Сейчас экономика Казахстана достаточно привлекательна для инвесторов, и вряд ли перенос сроков начала поставок нефти по БТД значительно повредит имиджу республики». По его словам, Казахстан имеет хорошую возможность повысить свою инвестиционную привлекательность, которая снизилась после скандальных переговоров по Кашагану с AgipKCO. Если переноса начала поставок нефти по БТД больше не будет, Астана докажет состоятельность своих претензий по Кашагану.
По словам Гульнур Рахматулиной, нарушение долгосрочных договоров о поставках нефти не принесет ничего хорошего Казахстану, который сам оказался в ситуации, когда AgipKCO нарушил контракты по своевременной разработке Кашаганского месторождения и был вынужден взыскать с консорциума штраф. Теперь государство просто обязано избежать подобных действий со своей стороны, считает г-жа Рахматулина, а для этого необходимо увеличить его долю участия во всех крупных проектах. Только тогда, когда Казахстану будет принадлежать решающий голос, он сможет избежать неприятных ситуаций с невыполнением или отсрочкой взятых на себя обязательств, подчеркнула она.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.