Клаас ван дер Темпел: «Казахстану есть что показать, и есть чему у него поучиться»
Эксклюзивное интервью с послом Королевства Нидерландов в РКМинувший год для Казахстана и Нидерландов был богат на деловые контак...Эксклюзивное интервью с послом Королевства Нидерландов в РК
Минувший год для Казахстана и Нидерландов был богат на деловые контакты. В Казахстане побывала вице-министр экономических дел Королевства Нидерландов Родерик ван Шревен с торговой делегацией, а в Амстердаме прошел инвестиционный бизнес-форум. Кроме того, состоялось немало деловых встреч, «круглых столов», где были достигнуты важные для обеих сторон договоренности, подписаны контракты. О том, как строится сегодня политическое и экономическое сотрудничество между двумя странами, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерландов (Голландии) в Казахстане Клаас ван дер Темпел.
- Каково Ваше мнение об инвестиционном климате в Казахстане, и что Вы можете сказать о недавних законодательных инициативах казахстанского правительства в отношении недропользователей?
- Думаю, в целом инвестиционный климат вашей страны наших бизнесменов удовлетворяет, иначе их не было бы на казахстанском рынке. Если и возникают какие-то сложности - посольство старается разобраться и помочь. Примером тому - недавние проблемы с принятием нового закона о налогах и сборах, которые повлекли нешуточные дискуссии между ЕС и правительством Казахстана.
Что касается изменений и дополнений в закон «О недропользовании» - с позиции Казахстана мы считаем важным сохранить предсказуемость инвестиционного климата. Возможность применять закон ретроактивно, а значит разрывать подписанные ранее контракты, вызывает озабоченность. Такие вещи способны повлиять на международное досье Казахстана.
- Политика наших государств построена на главных дипломатических постулатах - поддержке и взаимопонимании. Вот и во время недавнего разговора с президентом Казахстана премьер Нидерландов Ян Петер Балкененда пообещал Нурсултану Назарбаеву «активную поддержку для успешного председательствования Казахстана в ОБСЕ». В чем может заключаться эта поддержка?
- В последние годы мы председательствовали сразу в трех организациях: в 2003-м в ОБСЕ, в 2004-м - в ЕС, в 2005–м - в Совете Европы. Тут огромная ответственность, от этого зависит международный авторитет страны, и мы готовы поделиться своим опытом с Казахстаном, предложить консультации, семинары и обучающие курсы для казахстанских госслужащих и дипломатов в Нидерландах. Такая программа у нас уже была, и мы намерены ее расширять.
- В последнее время европейские политики на страницах газет все чаще вспоминают обещание Марата Тажина на совете министров ОБСЕ в Мадриде о проведении Казахстаном демократических реформ, и высказывают обоснованные опасения. Это понятно, ведь уже в ноябре текущего года, на очередном заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки, Казахстан должен войти в состав так называемой руководящей тройки ОБСЕ, представленной председательствующими странами: Финляндия-2008, Греция-2009, Казахстан-2010. В случае, если обещания г-на Тажина окажутся «пустым звуком», сотрудничество Казахстана в тройке вряд ли будет возможным?
- Председательство в ОБСЕ - это не только признание заслуг страны, но и большой объем работы, затрагивающей многие сферы жизни. Она должна проводиться как в Казахстане, так и во всей Европе.
Предстоящее председательствование Казахстана наложило на вашу страну ряд очень важных обязательств, главное из которых - продолжать внедрять в своей стране принципы ОБСЕ. Сегодня Казахстан находится в так называемом переходном периоде, и значение взятых на себя обязательств должен правильно оценить. Речь идет о том, что моделью демократии для других стран Казахстан, как будущий председатель ОБСЕ, пока не является. Но вашей стране оказано высокое доверие, и все надеются, что до 2010 года такой моделью она станет. Времени впереди немного.
Теперь о цене вопроса: председательство в ОБСЕ подразумевает дополнительные бюджетные расходы на содержание аппарата, поездки дипломатов и министра иностранных дел. Их у него, поверьте, будет немало. К тому же около 20 казахстанских сотрудников в Вене должны обеспечивать деятельность Главы государства, премьер-министра и руководителя внешнеполитического ведомства. Я точно не знаю, какая модель будет избрана для Казахстана, но на главу МИД Нидерландов в свое время была возложена огромная работа.
- Возвращаясь к вопросу о демократических реформах в Казахстане: насколько я знаю, уже ведется разговор о разработке механизма мониторинга казахстанских реформ и критериев их оценки. Но если страна-претендент все-таки не успеет достойно подготовиться к своей миссии в ОБСЕ или не сумеет с ней справиться – что тогда?
- Надеюсь, с Казахстаном этого не произойдет. Так вот если страна-претендент или страна–председатель демонстрирует не очень хорошие показатели или не очень успешно функционирует, это повлияет на международный имидж и самой страны, и ОБСЕ, соответственно. Тогда, судя по обстоятельствам, страны – члены организации, вынуждены будут принимать меры. Что касается Казахстана – он сегодня на пути развития. К тому же Казахстан - первая страна СНГ, которая будет председательствовать в важнейшей международной организации. Все полагают, что это сблизит страны Европы и Центральной Азии. Во всяком случае, возлагают на это большие надежды.
- Мы говорим Казахстан – Нидерланды, партнерство, развитие отношений. А много ли знают о Казахстане простые голландцы?
- Интерес к казахстанскому рынку в мире растет. Он становится все более известным. Голландские бизнесмены видят для себя здесь большие перспективы. Что же касается простых голландцев, несмотря на то, что они очень активно интересуются политикой, выписывают множество газет и журналов, о Казахстане знают немного.
Только последние полтора – два года, после выхода фильма Бората, о вашей стране заговорили больше. Я смотрел этот фильм, в нем есть моменты и очень смешные, и очень раздражающие, но, как это часто случается, плохое, скандальное является для обывателя гораздо более привлекательным, чем постные лозунги и призывы. Этого комика можно назвать злым, но нельзя отрицать, что благодаря всей этой шумихе к стране привлечено внимание. Впрочем, надеюсь, ситуация скоро изменится в лучшую сторону.
Тем более что Казахстану есть что показать, и есть чему у него поучиться. За свою долгую дипломатическую практику мне довелось жить и работать в странах с гражданскими и этническими конфликтами, это страшно! Я не хочу никому льстить, но считаю, дорогого стоит, что граждане и президент Казахстана сумели сохранить в многонациональной стране мир и согласие.
- Спасибо за интервью.
Справка. Голландия по объему инвестиций в Казахстан не уступает таким странам, как США, Великобритания и Китай. Так, в 2006 году в экономику республики, развитие добывающей промышленности и сельского хозяйства голландские бизнесмены вложили $2,9 млрд. Всего в Казахстане зарегистрировано около 40 голландских компаний и 122 предприятия с участием голландского капитала, большая часть которых занимается переработкой и производством сельхозпродукции, внедрением новых форм технологий, производством товаров народного потребления и оказанием услуг. Из года в год увеличивается и объем торговли между Нидерландами и Казахстаном: за 4 года импорт в Нидерланды стал больше на одну треть и за минувший год составил 336 млн. евро, в свою очередь, экспорт - 308 млн.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.