Сотовый рынок Казахстана насыщен?

По мнению специалистов, приход новых игроков уже маловероятенРынок СНГ перестает быть привлекательным для российских сотовых рит...

По мнению специалистов, приход новых игроков уже маловероятен

Рынок СНГ перестает быть привлекательным для российских сотовых ритейлеров. Компании смотрят на новые рынки в Азии. Такое сообщение на днях опубликовал один из российских информационных источников. 

«Капитал.kz» вкратце уже писал о перспективах казахстанского рынка сотовой связи (см. № 44 за 15 ноября 2007 года). Однако в условиях изменчивого рынка мы попытались выяснить, насколько сегодня рынок сотовой связи страны остается привлекательным для иностранных сотовых компаний, и хватит ли его потенциала для еще более активного развития этой сферы услуг. 

Резерв имеется

По данным компании «Евросеть», уровень проникновения сотовой связи на территории Казахстана составляет около 75%. Несколько выше его оценивает ТОО «КаР-Тел», ссылаясь на исследование TNS Gallup. Так, по данным агентства, проникновение сотовой связи в СИМ-картах на декабрь 2007 года составляет порядка 82%, а проникновение в абонентах - порядка 68%. Эта разница объясняется наличием у 10-13% абонентов двух или трех СИМ-карт различных операторов. Таким образом, по мнению Светланы Вьюшиной, коммерческого директора ТОО «КаР-Тел», казахстанский рынок сотовой связи находится в фазе активного роста и является многообещающим с точки зрения эффективности инвестиций. 

Темпы развития сотового ритейла начинают резко замедляться в момент насыщения рынка сотовой связи, когда проникновение достигает 100 и более процентов, то есть когда сотовый телефон появляется практически у каждого жителя страны, за исключением разве что грудных младенцев и глубоких стариков. После этого сотовые ритейлеры начинают диверсифицировать бизнес, превращая свои торговые точки в магазины цифровой техники, а не только мобильных телефонов. «Пока рынок Казахстана еще не достиг такого уровня, и у сотового ритейла есть потенциал для роста, поэтому его привлекательность для российских компаний может быть по-прежнему высока», - продолжает коммерческий директор ТОО «КаР-Тел».

Главной причиной интереса со стороны мобильной сетевой розницы из России к Казахстану, по мнению Евгения Владимирова, главы представительства Nokia в РК и на юге СНГ, является устойчиво растущий уровень проникновения мобильной связи в РК. «Если говорить о влиянии на развитие рынка, оно, безусловно, положительное, так как вхождение игроков с более развитого рынка, с учетом усиления конкуренции, структурирует рынок, становится причиной новых трендов и в итоге большей выгоды для конечного потребителя», - уверен г-н Владимиров.

Несколько иное видение у ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина. «Казахстанский рынок интересен тем, что компании не теряют на нем деньги. В то же время его сложно назвать сверхприбыльным и быстрорастущим. Сегодня появление на рынке еще одного оператора возможно, но не более того. Сотовый рынок страны уже можно назвать фиксированным», - считает аналитик.

Г-жа Вьюшина соглашается с мнением Эльдара Муртазина в том, что выход на казахстанский рынок новых операторов сотовой связи маловероятен. «Существует мнение, что завершение этапа бурного роста сотового рынка страны и его насыщение наступит уже к началу 2009 года, поэтому можно предположить, что приход в РК новых игроков, в том числе зарубежных, уже маловероятен: возможность существенного передела рынка вызывает большие сомнения»,- говорит Светлана Вьюшина. 

Такой же точки зрения придерживается PR-менеджер ТОО «Евросеть Казахстан» Олеся Колесниченко. «Рынок сотового ритейла в Казахстане близится к насыщению. Конечно, данный факт не может остановить или послужить преградой возникновению других зарубежных ритейлеров. Однако такая ситуация может положительно сказаться на казахстанском потребителе - ужесточится конкуренция между новыми игроками, что, в свою очередь, может привести к появлению дополнительных сервисов и услуг», - считает г-жа Колесниченко.

Что мешает?

Основным препятствием на пути более активного развития услуг сотовой связи, по мнению г-на Муртазина, является средний уровень заработной платы в стране. «Чем больше люди будут зарабатывать, тем чаще будут менять сотовые телефоны. Прогнозировать повышение интереса иностранных сотовых компаний к казахстанскому рынку можно в случае увеличения благосостояния населения», - говорит аналитик. «Кроме того, наличие так называемого рынка «серых» телефонов, то есть тех мобильников, которые не прошли правильное таможенное оформление, не сертифицированы и обладают крайне сомнительным качеством, сказывается на развитии сотового рынка», - добавляет Олеся Колесниченко.

Между тем, как сообщили «Капитал.kz» в ТОО «КаР-Тел», в скором времени рынок сотовой связи Казахстана ждет важное событие. Это объявление конкурса на частоты стандарта GSM-1800. Действующий стандарт GSM-900 позволяет обеспечить хорошее покрытие, но накладывает существенные ограничения на емкость сети – то есть количество абонентов, которые могут одновременно обслуживаться оператором. Предоставление права оказывать услуги в стандарте GSM-1800 окажет благотворное влияние на сотовый рынок и даст возможность значительно улучшить качество связи.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤