«Одесса-Броды-Плоцк» - самое бесперспективное направление?

Минувший 2007 год стал достаточно плодотворным в отношениях Казахстана и Украины. Основной сферой сотрудничества, по-прежнему, я...

Минувший 2007 год стал достаточно плодотворным в отношениях Казахстана и Украины. Основной сферой сотрудничества, по-прежнему, является топливно-энергетический комплекс и транспортная составляющая поставок нефти и газа в Европу. Об этом в конце декабря на заседании «круглого стола» на тему «Состояние и перспективы казахстанско-украинских отношений» в Киеве заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Украине Амангельды Жумабаев. В частности, г-н посол дал положительную оценку участию Казахстана в проекте «Нефтепровод Одесса-Броды», заявив, что он  «имеет большую перспективу, но сейчас у него нет достаточной мощности». 

Выгодно… не выгодно…

По мнению аналитиков, проект «Одесса-Броды-Плоцк» на сегодняшний день является самым бесперспективным направлением для транзита казахстанского углеводородного сырья. Такую точку зрения высказал Олег Егоров, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК. По его словам, сейчас сложилось четкое противостояние Украины и Польши по отношению к России, с которой у Казахстана уже давно сложились дружеские отношения. «Сегодня Украина, которая не имеет своей собственной нефти, пытается занять более достойное место в мире за счет строительства своей трубы, по которой она намерена прокачивать чужую нефть, в частности из каспийского региона», - отметил Олег Егоров.

Польские заводы в настоящее время также испытывают острую нехватку углеводородного сырья, поэтому-то руководство страны и стремится продолжить Одесса-Броды до польского Плоцка. Для Казахстана же это не совсем выгодно, потому как договоры, которые ему придется подписать, будут рассчитаны на поставки отечественной нефти, а не на получение республикой соответствующего процента от поставок. 

Кроме того, подчеркнул г-н Егоров, правительство Украины стремится к участию в разработке казахстанских месторождений, но об участии Казахстана в «Одесса-Броды» речь не ведет. В данной ситуации республике отведена роль сырьевого придатка, а с этим просто необходимо бороться, отметил эксперт. Что касается заявления Амангельды Жумабаева о продлении Одесса-Броды до Польши, он считает, оно еще долго будет просто обещанием. 

В то же время Олег Егоров не согласен с утверждением о том, что изначально украинский нефтепровод был предназначен для транзита каспийской нефти в страны ЕС. Разговоры об этом возникли после принятия решения о разработке Кашагана, которое позволит значительно увеличить объемы добываемой в Казахстане нефти. «Вот на что теперь и делает ставки Украина», - считает г-н Егоров.

Изначально проект «Одесса-Броды» можно было назвать авантюрным, так как ни одна из стран-экспортеров нефти не гарантировала наполняемость этой трубы, считает Алексей Логвин, главный экономист управляющей компании (УК) «Русь-Капитал». Конечно, сегодня у Казахстана есть более перспективные варианты транспортировки: расширение КТК, запуск Бургас-Александруполис. Но, тем не менее, считает г-н Логвин, украино-польский нефтепровод это еще один коридор для транзита казахстанской нефти. 

По мнению азербайджанского эксперта в нефтегазовом секторе Ильхама Шабана, несмотря на низкую конкурентоспособность украино-польской трубы, не стоит исключать вероятности того, что Казахстана все же согласится транспортировать небольшую часть своего сырья по Одесса-Броды-Плоцк. Однако произойдет это только после того, как будет построен Бургас-Александруполис, и немалые объемы отечественной нефти пойдут по коридору Тенгиз-Новороссийск. Кроме того, добавил он, необходимо урегулировать вопросы коммерческого характера, касающиеся тарифов на транспортировку нефти.  

Политические ходы 

Строительство и эксплуатация нефтепровода имеют весомую политическую подоплеку. Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что ресурсов азербайджанских нефтяных месторождений хватит для запуска украино-польской трубы. Но главным аргументом в пользу участия Азербайджана при этом становится предоставление со стороны Украины и Польши льготных условий по транзитным и тарифным условиям по указанному транспортному коридору. В такой ситуации решающую роль сыграет Казахстан. 

Согласно еще одному варианту сотрудничества с Украиной и Польшей, Азербайджан готов транспортировать нефть по Одесса-Броды только в том случае, если Казахстан будет заполнять своим сырьем Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Комментируя такое решение Азербайджана, г-н Егоров отметил, что в настоящее время эта страна просто не способна заполнить БТД, пропускная мощность которого составляет 1 млн. баррелей в сутки. Вот почему Азербайджан стремится заручиться обещанием Казахстана поставлять отечественную нефть по данному направлению. Для Казахстана такая схема сотрудничества не совсем выгодна, так как республике проще транспортировать свое сырье по российским трубопроводам, тем более что между двумя странам давно установились дружеские отношения. 

По словам азербайджанского эксперта, позитивная оценка и поддержка Астаной украино-польской трубы не в последнюю очередь способствует тому, что в перспективе «появятся те игроки, которые обеспечат расширение инфраструктуры этого направления». Реализация проекта долгое время затягивалась, считает г-н Шабан, потому как инвесторы испытывали некоторые сомнения по поводу наполнения трубы. И Казахстан в этом отношении становится отличным грузоотправителем, то есть уже не возникает проблем для осуществления идеи проекта «Одесса-Броды-Плоцк». Следовательно, сегодня Киеву целесообразнее вести более тесный диалог с Астаной, нежели с Баку, ведь объемы азербайджанской нефти, транспортируемой в сторону черноморского бассейна, ежегодно снижаются. И в первую очередь это связано с вводом в эксплуатацию нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан».


Справка. Реализация данного проекта продолжалась с 1996 по 2002 год. Протяженность трубы составила 674 км, пропускная мощность при этом оценивалась в 14 млн. тонн нефти в направлении западной границы страны. Изначально правительство Украины планировало осуществлять транзит каспийской нефти по «Одесса-Броды» в страны Европейского союза. Позже было принято решение о временном использовании нефтепровода для прокачки российской нефти в сторону одесского терминала «Южный». 

Нефтепровод начал свою работу в сентябре 2004 года. С момента его эксплуатации по «Одесса-Броды» было прокачано около 10,5 млн. тонн нефти. В настоящее время Украина намерена продолжить строительство «Одесса-Броды» до польского города Плоцк.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤