Морская болезнь
Появились первые симптомы заболевания Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что Каспий становится одним из важнейш...Появились первые симптомы заболевания
Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что Каспий становится одним из важнейших объектов мировой экономики. Ведущие западные корпорации добывают здесь нефть и газ и «вливают» их на мировой рынок. Только за последний год «путевку в жизнь» получили проекты создания новых газо- и нефтепроводов, которые должны в перспективе увеличить поставки углеводородного сырья из каспийского региона на европейский рынок через причерноморские страны. Подписано соглашение о строительстве нефтепровода Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция) мощностью 35 млн. тонн, сделаны заявления о прокладке Южно-европейского газопровода через акваторию Черного моря в Болгарию с разветвлениями на Австрию, Словению и юг Италии.
В итоге, если исходить из существующих проектов, то через 5-7 лет ряд стран каспийско-черноморского региона должны стать крупными транзитерами энергетических ресурсов из каспийского региона. Особняком здесь стоит Украина, которая оказалась отстраненной от раздела каспийского «энергетического пирога».
Оптимизм государств, предвкушающих будущие многомиллионные прибыли от прокачки ресурсов и размещения заказов на строительство сопутствующей инфраструктуры, пока основан на заявлениях лидеров прикаспийских стран, уверяющих всех в наличии колоссальных и легко извлекаемых запасов нефти и газа. К такой линии поведения Казахстан, Азербайджан и Туркменистан в начале 1990-х подтолкнули США, инициировавшие широкую информационно-пропагандистскую кампанию, получившую название новой «Большой игры» - по аналогу с российско-британским соперничеством XIX века, которое разворачивалось на просторах нынешней Центральной Азии.
Между тем, по мнению экспертов, теперешний уровень добычи нефти и газа на Каспии ставит под сомнение возможность полного заполнения уже имеющихся трубопроводов, не говоря о тех, которые могут вступить в строй через 5-7 лет.
Кроме того, сценарий отставания уровня добычи нефти и газа от запланированных сроков введения в строй новых нефте- и газопроводов не стоит игнорировать. Добыча нефти и газа подвержена влиянию как политических, так и экономических факторов. Весьма показательны примеры с украинским нефтепроводом Одесса - Броды и газопроводом «Голубой поток», идущим из России в Турцию по дну Черного моря, который до сих пор не заработал в полную силу, поскольку спрос на газ в Турции оказался переоценен.
Осложняет ситуацию и экологический фон.
Изменение уровня воды в Каспии и связанные с ним экономические риски прибрежных государств обсуждались на прошедшей неделе на научно-практической конференции в Баку. По прогнозам специалистов, повышение уровня воды на Каспии в ближайшие 30 лет не превысит 0,5 метра от сегодняшнего уровня. Этот показатель не грозит экономическим ущербом прибрежным государствам, сообщил на конференции членкор Академии наук Азербайджана Рамиз Мамедов. В 1978-1986 годах уровень воды повысился на 2,5 метра и нанес Азербайджану суммарный ущерб в $6 млрд. Под водой остались деревни, пострадали промышленные предприятия, коммуникации и т.д. В 1994 году пролив Карабогазгол вернули в прежнее состояние.
По словам г-на Мамедова, в изменении уровня воды в Каспии играют роль как геологические, так и антропогенные факторы. Диапазон долговременных изменений уровня Каспия составляет 8 метров. Сбор воды с Волги в 80-ые годы прошлого столетия ежегодно смягчал ущерб от поднятия уровня Каспия на 15 см. Рамиз Мамедов отметил, что изменение уровня Каспия – это объективный процесс, который в определенной степени связан с климатическими изменениями. Общее потепление климата на планете увеличит уровень воды в Волге, но баланс будет сохранен повышением испарения.
Кто марает море?
Помимо естественных природных изменений на Каспии, на экологическую ситуацию моря сильное влияние оказывают нефтяные выбросы. В ходе работ по нефтедобыче на Каспии при бурении до 800 м сброс в море неизбежен. Поэтому заявления прикаспийских стран о нулевом сбросе вызывают большие сомнения, отмечает директор ООО «Природа и жизнь» Фуад Ахундзеде. По его словам, технология нулевого сброса есть, но она очень дорогостоящая, и нефтяные компания не применяют ее на Каспии, чтобы избежать повышения себестоимости «черного золота». Консорциум во главе с Бритиш Петролеум вывозит пластовые воды на берег и хранит в специальных емкостях, хотя следовало бы очищать эти воды. Пока не известно, как поступит БП, когда данные емкости будут переполнены, отмечает г-н Ахундзеде. Было бы желательно, чтобы компании применяли технологию, при которой пластовые воды закачиваются обратно в буровую скважину. К сожалению, на Каспии подобный метод не используется.
Загрязнение моря нефтью происходит не только через старые трубопроводы, много лет эксплуатируемые буровые установки, но и через оборудование на дне, откуда нефть поступает в море. Пока природные условия Каспия: жаркий климат, частые волнения моря позволяют ему самоочищаться от нефти. Первенство по загрязнению Каспия принадлежит промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, расположенным вдоль Волги.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.