Кому Оман продаст долю?

Интерес к его доле  проявляют и Казахстан, и РоссияРазличные информационные источники уже писали о том, что Султанат Оман решил...

Интерес к его доле  проявляют и Казахстан, и Россия

Различные информационные источники уже писали о том, что Султанат Оман решил продать свою 7%-ую долю в проекте Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) из-за неэффективности проекта. При этом государственные акционеры КТК: Россия и Казахстан - имеют преимущественное право выкупа доли Омана. Кроме того, к продаваемому пакету уже проявила интерес венгерская MOL, сообщает Интерфакс-АНИ.

Вице-премьер РФ Игорь Сечин не отрицает заинтересованности России в увеличении свой доли в проекте. Казахстан, в свою очередь, также проявляет интерес к доле Омана. Как сообщает интернет-источник Oilcapital.ru со ссылкой на председателя ассоциации KazEnergy Тимура Кулибаева, «КазМунайГаз» изучает вопрос о приобретении половинной доли (3,5%) Омана в КТК. По словам г-на Кулибаева, увеличение доли Казахстана в КТК позволит увеличить и объем прокачки нефти по нефтепроводу консорциума: «Какая-то доля прокачки была закреплена за Оманом. Вот этой долей и будет распоряжаться новый акционер».

Российская сторона тем временем уже встретилась с представителями Омана, чтобы обсудить вопросы развития сотрудничества, в том числе в проекте Каспийского трубопроводного консорциума, пишет Интерфакс-АНИ. Соответствующие переговоры провели министр национальной экономики Омана Ахмед бен Абдулнаби Маки, министр торговли и промышленности Омана Макбул Али Султан, министр энергетики РФ Сергей Шматко и президент «Транснефти» Николай Токарев. Источник, близкий к переговорам, уточнил, что цена пакета составляет $701 млн. По его словам, Россия заинтересована в приобретении всего пакета Омана в КТК. Специалисты считают, что РФ и РК могут разделить между собой долю Омана в равной пропорции.

Источник «Капитал.kz» в компании «КазМунайГазе» подтвердил интерес национального оператора к продаваемой доле, отметив, что желание приобрести ее наверняка будет у каждой компании, прокачивающей нефть по трубопроводу. Он также предположил, что пакет акций КТК будет продаваться вместе с долями «Oman oil» (Оман) в казахстанских проектах «Жемчужина» и «Дунга», в которых Оман владеет 20% долей в каждом.

Вопрос увеличения доли национальной компании Казахстана не в последнюю очередь упирается в финансовую сторону. В этом году КМГ уже сделал существенные вложения, увеличив свою долю в проекте «Кашаган» и купив контрольный пакет акций АО «Мангистаумунайгаз» (см. «Капитал.kz» № 27(164), 10.07.2008 г.). Кроме этого - в планах реализация совместных проектов с Туркменистаном.

Мы все делаем правильно

Продажа Оманом своей доли вполне закономерна, считают в «КазМунайГазе». Фактически он ничего не добывает, а сама транспортировка убыточна. Зато для более крупных акционеров эта доля может сыграть значительную роль. Помимо дивидендов покупатель получит право на дополнительную квоту по прокачке нефти, и именно это в первую очередь привлекает как Казахстан, так и Россию.

Олег Егоров, доктор экономических наук и главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, уверен, что время раздачи и уступки прошло. Стремление государства возвращать и приобретать новые нефтяные активы совершенно оправданно, тем более что неизвестно, когда прекратится рост цен на энергоресурсы, и на каком уровне будет стабилизация. «Правительство через «КазМунайГаз» постоянно совершает такие рывки: рывок через Черное море в Румынию, проекты, которые вынашиваются относительно Турции, Грузии. Постепенно государство начинает крепнуть именно в этом секторе», - считает г-н Егоров. По его мнению, покупка доли Омана Казахстаном позволит последнему играть не последнюю роль в формировании тарифов, которые российская сторона постоянно стремится увеличить. Напомним, Россия неоднократно выражала озабоченность экономической неэффективностью проекта, задолженность которого составляет $5 млрд., и увеличение мощности нефтепровода увязывает с оздоровлением финансового положения КТК, в частности, за счет повышения тарифа на прокачку нефти и снижения долговой нагрузки.


Справка. КТК владеет нефтепроводом Тенгиз - Новороссийск общей протяженностью 1580 км, который соединяет месторождения запада Казахстана с российским побережьем Черного моря. В 2007 году объем прокачки по КТК составил 32,6 млн. тонн. Проект предусматривает доведение мощности КТК до 67 млн. тонн нефти. КТК только в 2007 году сумел получить чистую прибыль, которая составила $423 млн., однако акционеры не стали выплачивать дивиденды. В настоящее время акционерами трубопровода являются: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%, частные компании: Chevron Caspian Pipeline Consortium (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited, Mobil Caspian Pipeline (по 7,5%), Agip International (N.A.) N.V., BG Overseas Holdings Limited (по 2%), ООО Kazakhstan Pipeline Ventures и ООО Oryx Caspian Pipeline (по 1,75%).

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤