Нужно развиваться качественно
Кризис преподал бизнесу важные урокиПрофессор кафедры делового администрирования бизнес-школы при Гарвардском университете и вед...Кризис преподал бизнесу важные уроки
Профессор кафедры делового администрирования бизнес-школы при Гарвардском университете и ведущий эксперт по конкурентным стратегиям, автор теории кластерного развития Майкл Портер с неофициальным визитом посетил недавно Алматы и встретился с представителями бизнес-структур и администрации президента. Напомним, господин Портер три года назад консультировал правительственные круги по вопросам диверсификации экономики. В тот момент экономисты склонялись к мнению, что сырьевой экспорт не может быть единственным путем развития экономики страны, и искали новые варианты активного развития. Среди них – предложенные профессором кластерная инициатива, увеличение доли экспорта переработанной продукции (так называемая продукция высокого передела) и другие.
Сейчас, спустя три года, Майкл Портер делится с читателями «Капитал.kz» своим мнением об экономическом развитии Казахстана за этот период.
- Господин Портер, наблюдаете ли Вы изменения в экономике Казахстана? В чем это выражается?
- Из всех регионов, мониторинг которых мы производим, Казахстан наиболее успешен и перспективен с точки зрения инвестиций и перспектив роста. Ваша экономика находится в процессе диверсификации, причем это происходит в момент, когда цены на минеральные ресурсы обеспечивают очень хорошие ресурсы для модернизации. В последнее время можно констатировать, что растет не только экспорт сырья. Растет экспорт услуг, в том числе финансовых. Растет экспорт переработанной продукции. Тренд позитивен, но предстоит долгая и нелегкая работа. Что меня порадовало – я не был здесь три года - и могу отметить скорость движения от проектов к практике.
В Казахстане бизнес подходит к новым способам работы через традиционные системы и методы. Кластерное развитие рассредоточено на карте, это сложный процесс взаимодействия. Привычно представление, что компании, вовлеченные в кластерные проекты, будут просить у правительства деньги. Однако сейчас, на мой взгляд, следует понять, что гораздо важнее не льготные кредиты от государства, а изменения в регламентах, которые позволили бы компаниям развиваться эффективнее и быстро строить наилучшую инфраструктуру. Сегодня в регулировании бизнеса есть серьезный прогресс. Вы очень продвинулись в сторону упрощения администрирования, снижения налоговой нагрузки.
- Повредит ли нынешний кризис ликвидности кластерной инициативе, и сможет ли это направление двигаться вперед? Не придется ли все начинать с нуля?
- То, что кризис произошел сейчас - это для Казахстана скорее благо. Гораздо сложнее выправить ситуацию, когда страна находилась бы уже у цели. Казахстан имеет преимущества сырьевого сектора, и вы справитесь с ситуацией.
Сегодня вашей стране нужно уйти от первоначальной модели, когда кластеры развиваются в основном на базе стратегий, разрабатываемых отраслевыми министерствами. Разумеется, каждый кластер нуждается в государственной поддержке - это юридические вопросы, энергообеспечение, человеческие ресурсы, инфраструктура и многое другое. Однако уже в настоящее время кластеры могли бы «отсоединяться» от министерств в стратегии своего развития. Следующий шаг в их развитии будет уже индивидуальным рыночным процессом. Надеюсь, что в течение ближайших шести месяцев мы, работая совместно с правительством и частным сектором, уже продвинемся к оптимальной структуре в базовых кластерных проектах.
Казахстан сейчас в целом экономически устойчив с учетом динамики сырьевых цен; кроме того, правительство предпринимает адекватные шаги в финансовом регулировании. Но продолжающийся макроэкономический кризис делает кластерные проекты более важными и актуальными. Например, сегодня проблема продовольственной безопасности выступает одной из основных причин страхов населения, но именно пищевой сектор является одним из наиболее успешных, и он входит в число стратегических направлений кластерного развития. Страна также имеет сильный потенциал для роста экспорта пищевых продуктов в «кластерных» регионах. За последние три – шесть лет люди в Казахстане прошли большой путь в эволюции культуры бизнеса, это также немаловажно. А кризис в сфере спекулятивных операций на рынке строительства и недвижимости преподал бизнесу ценные уроки, которые тоже, несомненно, будут работать на развитие культуры и профессионализма. Я думаю, сейчас очень важное время для Казахстана, и происходящие кризисные процессы служат своеобразным сигналом для бизнес-сообщества: нужно качественно развиваться.
– Что, на Ваш взгляд, более применимо к Казахстану: сильная конкуренция внутренних участников или, и особенно в период кризиса, единое направление стратегий?
– Безусловно, все развитие идет в состоянии конкуренции, более того – оно на ней базируется. Но следующий уровень развития – это понимание каждым из участников тех общих факторов, которые могут укрепить, усилить достигнутый успех. Например, как получилось в мировом туризме. Что нужно, чтобы повысить приток иностранных туристов в вашу конкретную страну? Опыт показал, что очень важный вопрос здесь – визы. Чем проще будет регламент их получения, тем активнее люди к вам поедут. В развитии туристской индустрии заинтересован не только частный сектор, но и правительства. Поэтому 53 государства договорились об упрощении визового режима, подписав соглашение об унификации своих регуляций.
Успешное развитие любого регионального кластера базируется на инфраструктуре, но только в том случае, если она удобна всем. Значит, компаниям нужно договариваться и объединять усилия. Там, где регионы расположены далеко от столиц, в кластерах возникают определенные, конкретные вопросы и проблемы, в то время как правительство обычно получает о них лишь схематичное представление. Большинство проблем придется совместно решать компаниям частного сектора. А значит, придется все же договариваться.
- Изменилась ли экономическая стратегия казахстанского правительства с тех пор, как кластерная модель была запущена?
– Полагаю, в целом проводимая линия адекватна. На мой взгляд, каждый из кластеров хорошо приспособился к меняющейся экономической политике. Потому что сами условия ведения бизнеса вырабатывают у частного сектора механизмы своего рода преувеличенного значения риска. Компании заранее проявляют повышенное внимание к потенциально возможным проблемам. Некоторые из них правительство сейчас решает, некоторые же остаются и в свою очередь порождают новые. Если вы хотите что-то сделать в Казахстане, вы должны быть уверены, что находитесь в одном и том же месте, что те требования, которые вы здесь выполняете сейчас, не изменятся в будущем. Многие сегодня не уверены в постоянстве требований, многие боятся инвестировать из-за сложных систем неформальных отношений в регионах, обусловленных желанием местных элит все контролировать. Эта проблема, я думаю, является одним из серьезнейших препятствий на пути развития регионального бизнеса и диверсификации.
Мы имеем в Казахстане весьма сильное влияние правительства на экономику, на корпоративную стратегию компаний. Например, многие компании поддерживаются правительством, работают по его заказам, и это, на мой взгляд, реально влияет на выбранный путь, на приоритеты в частном секторе. Со временем, я думаю, нужно, чтобы власти выключили себя из такой схемы взаимодействия с бизнесом. Когда это случится, тогда компетентность и эффективность решений станет главным, что определяет роль правительства в стратегиях бизнес-сообщества. В целом, по моему мнению, мы здесь уже имеем немалый прогресс, более того – Казахстан в данном плане сейчас опережает другие страны, в которых внедряется кластерная модель. Но еще много необходимо сделать для того, чтобы условия государственной политики стали комфортными и удобными.
Экономический прогресс невозможен без прогресса социального, без формирования в обществе адекватной культурной среды. Это было бы просто политически трудно. Если вы посмотрите на публикуемые авторитетные экспертные рейтинги, то отметите, что социальные рейтинги Казахстана значительно хуже экономических.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.