Стагнация финансовых рынков коснулась и пенсионной системы
Негативные тенденции развития в национальной экономике, наблюдаемые с августа прошлого года, коснулись практически всех сегменто...Негативные тенденции развития в национальной экономике, наблюдаемые с августа прошлого года, коснулись практически всех сегментов финансового рынка, в том числе и накопительной пенсионной системы. Увеличивающийся уровень инфляции, недостаток инвестиционно привлекательных инструментов и недоработки в законодательном регулировании инвестирования пенсионных активов привели к накоплению отрицательных тенденций в механизме инвестирования пенсионных активов.
За первую половину этого года произошло незначительное изменение рыночных позиций пенсионных фондов по величине пенсионных активов. Так, если по итогам 2007 года в тройку лидеров входили АО «НПФ «Народного Банка Казахстана» (29,08% рынка), АО «НПФ «УларУмит» (17,66%) и АО НПФ «ГНПФ» (16,94%), то по итогам первой половины 2008 года соответствующая тройка претерпела изменения. Так, продолжает сохранять лидирующие позиции АО «НПФ «Народного Банка Казахстана» (29,57% рынка), «УларУмит» (16,73%), а вот на третье место вышло АО «НПФ «Коргау» (1,49%), вытеснив АО НПФ «ГНПФ» (16,42%) с третьего на четвертое место.
Между тем, стоит констатировать и то, что группировка управляющих пенсионными активами (ООИУПА) как вид финансовых институтов, скорее всего, в будущем окажется лишним звеном в системе инвестиционного управления пенсионными активами. Так, если на начало 2008 года совокупные пенсионные активы, находящиеся в инвестиционном управлении ООИУПа, составили 438,7 млрд. тенге, то за первую половину 2008 года величина пенсионных активов уменьшилась на 70,6 млн. тенге (или на 16,1%), а АО «ООИУПА «Bailyk asset management» вообще лишилось пенсионных активов, и будущее его пока туманно. Эта тенденция начала прослеживаться с 2001 года и связана с тем, что пенсионные фонды начинают сами управлять пенсионными активами, тем самым, оптимизируя (точнее уменьшая) инфраструктурные расходы на управление (табл. 1).
Что касается состояния совокупного инвестиционного портфеля, то по итогам первой половины 2008 года портфель НПФ увеличился на 148,2 млрд. тенге (на 12,4%). Увеличение доли показали негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов с 8,7% совокупного инвестиционного портфеля (103,9 млрд. тенге на 01.01.2008 г.) до 13,4% (180,06 млрд. тенге на 01.07.2008 г.), инвестиции в аффинированное золото с 1,9% (22,6 млрд. тенге) до 3,7% (49,3 млрд. тенге) и производные ценные бумаги, по которым доля инвестиций составила по итогам первой половины 2008 года 0,1% инвестиционного портфеля (1,3 млрд. тенге).
Оценивая инвестирование средств пенсионных фондов по итогам первой половины 2008 года, отметим рост интереса к бумагам, привязанным к инфляции. В результате этого в портфелях фондов возросла доля долгосрочных бумаг Минфина РК. Еще одним привлекательным инструментом выглядит золото, к инвестированию в которое прибегало незначительное число фондов.
В свою очередь уменьшение доли в совокупном инвестиционном портфеле показали государственные ценные бумаги РК и зарубежных эмитентов, ценные бумаги международных финансовых организаций и корпоративные ценные бумаги эмитентов РК, которые в предыдущие годы являлись приоритетными в качестве объекта инвестиций пенсионных активов. Так, если величина портфеля государственных ценных бумаг РК выросла за первую половину 2008 года на 28,8 млрд. тенге, то доля в совокупном инвестпортфеле НПФ наоборот упала с 25,4 до 24,7% за счет увеличения рыночных долей портфеля корпоративных ценных бумаг иностранных эмитентов, аффинированного золота и производных ценных бумаг (табл. 2).
Тревожным фактором в развитии отечественной пенсионной системы РК является сохраняющийся очень высокий уровень годовой инфляции, который составил за период июль 2007 г. – июль 2008 г. 20%, что перманентно обесценивает пенсионные накопления граждан. К этим выводам можно прийти, ознакомившись с информацией Агентства по надзору и регулированию за деятельностью финансового рынка и финансовых организаций о коэффициентах номинального дохода пенсионных фондов за период в год, три года и пять лет по состоянию на 1 августа 2008 года. Ни один из пенсионных фондов не компенсирует фактическую инфляцию, а средневзвешенная доходность пенсионных активов составила 8,41%.
Что касается доходности в трех- и пятилетнем разрезе, то средневзвешенные коэффициенты доходности составили 33,40% годовых за трехлетний период и 48,26% годовых за пятилетний. Инфляция, несмотря на то, что трехлетний и пятилетний уровни должны быть меньше подвержены влиянию текущего кризиса на фондовых рынках и резко возросшего уровня инфляции, оказалась выше доходности и в трехлетнем, и пятилетнем периоде – 41,92% и 64,46%, соответственно. В этой связи отметим, что по решению АФН, норматив, по которому доходность пенсионных фондов не может быть ниже 30% от скорректированного коэффициента средневзвешенной доходности, из расчета которого, в свою очередь, исключаются пенсионные фонды, демонстрирующие доходность на 30% выше среднерыночной, рассчитываются только за пятилетний период. Учитывая, что такой коэффициент составляет 44,16%, ни один из пенсионных фондов не попадает под ее действие.
Таким образом, инфляция медленно, но верно «съедает» не только полученный инвестиционный доход, но и основную сумму пенсионных активов, что не может порадовать вкладчиков. И дело не только в инфляции, но и в ряде нерешенных вопросов в механизме инвестирования пенсионных активов.
Дело не только в инфляции, но и в ряде нерешенных вопросов в механизме инвестирования пенсионных активов. В частности, принятое в конце 2006 года решение АФН о том, что в качестве инвестиционного ориентира для пенсионных фондов должен стать определенный уровень рейтингов вместо вхождения бумаг в листинг биржи по категории «А» внесло существенные коррективы в процесс инвестирования пенсионных активов. В принятом в тот момент постановлении АФН предусматривалось вложение не менее 30% активов пенсионных фондов в высокорейтинговые бумаги с 1 января 2007 года, 40% - с 1 июля прошлого года, 50% - с 1 января и 70% - с 1 июля 2008 года (АФН отменило этот пункт в своем постановлении еще перед его вступлением в силу).
В дискуссиях при принятии этого решения регулирующий орган отмечал, что при всем несовершенстве рейтинговых оценок они все же единственный более или менее объективный показатель, оценивающий уровень рисков, присущих тем или иным ценным бумагам. Кроме того, агентство прокомментировало свою позицию тем, что у пенсионных фондов остается свобода инвестировать больше оговоренного уровня в нерейтинговые бумаги, правда, это возможно при формировании соответствующих высоких провизий, что делает подобные инвестиции невыгодными.
Данное решение закрывает инвестиции в большинство потенциальных облигационных заимствований компаний второго эшелона. В тот момент необходимым рейтингом «ВВ-» обладал 21 казахстанский эмитент, причем 15 из них принадлежали к финансовому сектору. Такой уровень рейтингов был и остается слишком высоким для потенциальных эмитентов из второго эшелона. Эти факторы негативно отразились на корпоративных ценных бумагах, поскольку управляющие пенсионными активами перестали инвестировать в большинство инструментов, не имеющих рейтинг, прежде всего это касается корпоративных облигаций. К примеру, пенсионные фонды не могли покупать даже бумаги «Казахмыса» и ENRC, так как их ценные бумаги обращаются на зарубежных фондовых биржах и формально считаются иностранными компаниями, и их рейтинги не соответствуют уровню, необходимому для инвестирования в бумаги иностранных эмитентов, несмотря на то, что такие вложения несут меньше рисков для пенсионных фондов. В результате с 2007 года на Казахстанской фондовой бирже (KASE) стало резко снижаться количество новых эмиссий, что повлекло сужение перечня корпоративных инструментов, а также стала ухудшаться ликвидность на организованном рынке ценных бумаг.
Действие данных ограничений значительно возросло в середине 2008 года после появления трудностей на банковском рынке и стагнации развития отечественного фондового рынка. В предыдущих номерах газеты «Капитал.kz» были проанализированы результаты развития отечественного фондового рынка за последние месяцы. Выявленные тенденции никак не соответствовали положительным ожиданиям ни в плане развития фондового рынка, ни в части инвестирования пенсионных активов, которое стало более консервативным.
В этой связи весной текущего года KASE выступила с инициативой модификации системы государственного регулирования в части необходимости смены инвестиционных ориентиров для управляющих пенсионными активами. Кроме того, KASE рассчитывает, что изменение в регулировании позволит частично восстановить инвестиционную активность управляющих пенсионными активами на отечественном фондовом рынке, вернув их внимание к корпоративным облигациям без рейтинговых оценок, выпущенным казахстанскими эмитентами. Но одно ясно, что в нынешней ситуации крайне трудно рассчитывать на активизацию фондового рынка и что рынок быстро вернется к возможности массового размещения ценных бумаг компаний второго эшелона.
Нестабильность на мировых финансовых рынках усиливает изменчивость локальных рынков капитала. В связи с этим возникает потребность в расширении инвестиционных возможностей институциональных инвесторов. Решение указанных вопросов требует увеличения количества обращающихся на фондовом рынке ценных бумаг казахстанских компаний. Также необходимо создание условий для появления альтернативных механизмов инвестирования, таких как производные инструменты и секьюритизированные облигации, рынки которых в Казахстане практически не развиты. Кроме того, требуют своего развития различные структурные финансовые продукты (сертификаты на базовые долевые бумаги и биржевые индексные фонды, на наиболее ликвидные акции компаний-нерезидентов).
Чтобы институциональные инвесторы имели возможность эффективно использовать механизмы хеджирования, необходимо внести соответствующие изменения в казахстанское законодательство и привести его в соответствие с международным правом и общепринятыми обычаями делового оборота на международных рынках ценных бумаг. Так, в казахстанское законодательство должны быть внесены нормы о зачете взаимных встречно направленных требований инвестора и контрпартнера по сделкам с производными ценными бумагами в случае ликвидации одной из сторон сделки. Дополнительно пенсионным фондам следует разрешить, с учетом определенных законодательством РК ограничений, заключать соглашения о кредитной поддержке. Кроме того, Минфину РК необходимо приступить к выпуску 20- и 30-летних бумаг.
Очевидно, в долгосрочной перспективе следует создать механизмы, при которых длинные деньги пенсионных фондов софинансировали бы вместе с государственными определенные длительные инвестиционные проекты. Другой главной возможностью остается увеличение вложений в бумаги иностранных эмитентов, сдерживаемое ситуацией на рынках и отсутствием перспектив значительного укрепления доллара к тенге.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.