Слабая отрасль в кризисе
Авиакомпаниям мира пообещали многомиллиардные убытки «Мы - слабая отрасль в кризисе», - заявил на минувшей неделе исполнительный...Авиакомпаниям мира пообещали многомиллиардные убытки
«Мы - слабая отрасль в кризисе», - заявил на минувшей неделе исполнительный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни (Giovanni Bisignani).
Однако кризис, по его словам, может подхлестнуть необходимую отрасли реконструкцию. «В частности, кризис положительно повлияет на правительства, которые поймут, что нам необходима свобода для ведения бизнеса», - пояснил г-н Бизиньяни.
Кроме того, как он считает, налицо все больше ситуаций с коллапсом авиакомпаний на фоне повышения цен на топливо и снижения выручки. Это делает индустрию авиаперевозок разорительным бизнесом. Так, до конца текущего года мировые авиаперевозчики потеряют более $6,1 млрд. из-за высоких цен на авиатопливо и нестабильной экономической ситуации на планете. Уже сейчас страны Азии, в особенности Китай и Индия, чувствуют воздействие от мирового спада.
Напомним, что еще в начале июня IATA заявила, что ожидает убытка авиакомпаний мира по итогам 2008 года в размере не менее $2,3 млрд. из-за повышения топливных расходов и замедления темпов роста мировой экономики. Оценка основывалась на средней цене нефти марки Brent в $107 за баррель.
В середине текущего года цены на нефть на мировом рынке резко выросли, перевалив за $145 за баррель. Тонна авиакеросина в июне обходилась европейским перевозчикам в $1270, а американским - в $1300. Среди пострадавших от высоких цен на авиакеросин оказались как крупные, так и небольшие авиаперевозчики из всех регионов мира. Поэтому сегодня каждое повышение стоимости барреля нефти на $1 ведет к увеличению расходов в авиаотрасли на $1,6 млрд.
Также IATA ожидает, что тяжелая ситуация в авиаотрасли приведет к банкротству десятков авиафирм. За первые семь месяцев 2008 года из-за растущих затрат на топливо уже разорились или приостановили свою деятельность 26 компаний. Эти компании являлись членами IATA. В целом на данный момент членами IATA являются около 230 авиакомпаний. В общей сложности они обеспечивают около 93% всех авиаперевозок в мире.
«IATA рассматривает возможность вывода еще порядка дюжины авиаперевозчиков», - сообщил г-н Бизиньяни. По его словам, кризис затрагивает уже не только отдельные территории, все регионы испытывают давление.
Но, по мнению главы Ассоциации, кризис может подхлестнуть реформы, которые так необходимы отрасли. Вероятно, предприятия авиаиндустрии начнут консолидироваться. Важную роль может сыграть правительство, исключив барьеры, которые мешают росту числа сделок.
Известно, что Air Astana является полноправным членом IATA и единственной авиакомпанией в Казахстане, сертифицированной на выполнение технического обслуживания воздушных судов по европейским стандартам EASAJ Part 145.
Официальных комментариев нам получить не удалось. Известно, что еще в начале августа вице-президент по связям с правительством и корпоративной безопасности Air Astana Ербол Оспанов заявил, что «завышенный рост цен на авиакеросин привел в 2007 году к увеличению дополнительных расходов авиакомпании на $7 млн.». Учитывая скандал, который произошел между компанией Air Astana и руководством аэропорта Алматы, в результате которого был задержан рейс - таким путем аэропорт пытался заставить авиакомпанию дать согласие на повышение тарифов, по словам г-на Оспанова, в этом году указанная цифра увеличится в 2 раза - до $14 млн.
Ранее «IATA провела свое исследование, в связи с чем ею было направлено письмо в адрес аэропорта, где было указано, что международный аэропорт Алматы является одним из самых дорогих аэропортов мира в части тарифов», - сказал президент авиакомпании АО «Air Astana» Питер Фостер. По его словам, в данном письме IATA призвала алматинский аэропорт сокращать тарифы.
По информации вице-президента по снабжению Air Astana Галины Умаровой, новые цены аэропорта Алматы на авиакеросин, установленные для АО «Air Astana», превышают на 10% действующие в настоящее время цены в аэропорту для всех других авиакомпаний, на 20% - стоимость авиакеросина, приобретаемого авиакомпанией у ТД «ПетроКазахстан», и на 30% выше цен, по которым авиакомпания приобретает авиакеросин во всех других аэропортах Казахстана.
В свою очередь АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) в ответном пресс-релизе сообщило, что «в связи с тем, что поставки топлива в АО «МАА» с отечественных НПЗ существенно сократились и на начало августа составляли 10-15% от месячной потребности АО «МАА», остальной объем топлива аэропорт добирает с российских НПЗ, что влияет на ценовую политику».
Между тем, мировой кризис в индустрии авиаперевозок докатился и до России. Так, в начале лета, когда повысились цены на авиационный керосин, практически все российские авиакомпании потерпели убытки и влезли в долги, чтобы обеспечить заявленный объем перевозок. Больше всех пострадал авиаальянс AirUnion, который находится в процессе смены собственника. Кредиторы не стали ждать, какое решение примет новый владелец в отношении задолженности, они просто прекратили поставки компаниям альянса. В течение суток рейсы AirUnion задерживались в московском аэропорту «Домодедово». В минувший четверг была достигнута договоренность о возобновлении поставок, и пассажиры смогли добраться до мест назначения.
Альянс AirUnion был создан по инициативе авиакомпании KrasAir. В объединение входят пять российских авиакомпаний - KrasAir, «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс». Весной 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о передаче корпорации «Ростехнологии» имеющихся госпакетов акций в этих компаниях в авиационный альянс AiRUnion. По предварительным договоренностям, 51% альянса должен был отойти госкорпорации и 49% - частным акционерам. Но с этим неоднократно не соглашались частные акционеры компаний альянса.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.