Инновации меняют формулировку
Национальный инновационный фонд предлагает уточнить термин «инновация» для адекватного его восприятия в Казахстане. Об этом «Кап...Национальный инновационный фонд предлагает уточнить термин «инновация» для адекватного его восприятия в Казахстане. Об этом «Капитал.kz» рассказал заместитель председателя правления АО «Национальный инновационный фонд» Айбек Мирманов.
- Айбек Темиргалиевич, почему возникла необходимость изменений в законодательство спустя пять лет?
- Наши специалисты столкнулись с существованием разных трактовок самого понятия «инновации». В нынешней трактовке инновационная деятельность больше связана с юридической стороной вопроса, с наличием патентов на изобретение и лицензий. Бизнесмены же понимают под инновацией внедрение новых технологий и производство новых продуктов, что, в конечном итоге, может обеспечить конкурентное преимущество. При этом часто инновационная деятельность не включает в себя получение патентов. Фактически существует двоякий подход – научный и практический. Мы считаем, что толкование данного термина должно быть максимально приближено к смыслу, который вкладывается в это слово во всем мире. Недавно фонд инициировал внесение ряда изменений в Закон о поддержке инноваций, в том числе уточнение понятия, максимально приближенного к экономическому пониманию. То есть инновации – это инвестиции в новые продукты и технологии, которые, в конечном итоге, обеспечат конкурентное преимущество Казахстана.
- Изменится ли стратегия Национального инновационного фонда после пяти лет существования?
- Пока процесс внедрения инноваций в Казахстане занял небольшой промежуток в пять лет. Это началось с момента введения Закона о поддержке инновационной деятельности (тогда он назывался Закон об инновациях в РК) и создания институтов развития, в том числе нашего НИФа. В этом году фонду исполнилось 5 лет. Это небольшой срок для тех глобальных процессов, под которыми мы подразумеваем инновации. Программа национальной инновационной системы подразумевает определенные шаги. Главная задача первого этапа, рассчитанного на 2003-2008 годы, – формирование инновационной среды с активным участием государства. К концу этого этапа в стране сформирована инновационная инфраструктура, появился частный капитал, заинтересованный в инновациях, и финансовые средства для реализации проектов. Задача НИФа – обеспечить взаимодействие между этими областями.
Второй этап, на котором мы находимся, продлится до 2010 года включительно. Нам предстоит совершенствовать процессы взаимодействия и отладить бизнес-процессы. Наш фонд намерен сосредоточиться на развитии венчурного финансирования и инвестировании в инновационные проекты. Функция развития инновационной инфраструктуры, то есть технопарков и бизнес-инкубаторов, закрепляется за оператором ЦИИТ (Центр инжиниринга и трансферта технологий), который теперь находится под управлением Фонда устойчивого развития «Казына». Другая функция – грантовая поддержка опытно-конструкторских разработок - в перспективе будет передана Фонду науки, с которым мы ведем переговоры.
- Каковы результаты венчурного финансирования? Уже можно говорить об успехах?
- Создано 6 фондов, которые финансируют 15 проектов на общую сумму 2,8 млрд. тенге. Инновационные проекты имеют высокую степень риска, и мы готовы рисковать наравне с частным капиталом. Пока говорить о результатах рано – мы ждем их в 2010-2011 годах. Опыт показывает, что из 10 проектов окупаемыми могут быть 1-2, но прибыль от них перекрывает расходы и убытки других проектов.
- Не легче ли приобретать технологии за рубежом? Стоит изобретать велосипед?
- Мы строим открытую инновационную систему, то есть речь идет как о финансировании разработок казахстанских ученых, так и трансферте технологий. Речь всегда идет об экономической целесообразности.
И мы движемся именно по этой схеме: в портфеле НИФ 80 проектов: это и непосредственно инновационные проекты, ОКРы и венчурные проекты. Кроме того, мы инвестировали в 4 зарубежные старт-ап компании за рубежом.
Конечно, особенно нам интересны местные проекты: например, на следующей неделе в Карагандинской области, в Балхаше будет запущен цех по производству чугуна. Инновационность проекта заключается в уникальности конструкции печи, что позволяет применять технологию производства чугуна в одну стадию без применения дорогостоящего кокса, и перерабатывать любой неподготовленный железосодержащий материал, что автоматически снижает стоимость готового продукта. В мире всего три таких печи, и в Казахстане появится четвертая.
Экономическая целесообразность и конкурентность важны для инновационных проектов. Например, сейчас активно ведутся переговоры с крупной российской компанией, которая хочет приобрести эксклюзивные права на патенты, полученные в результате нашего проекта в 2007 году по созданию производства катализаторов. Это конкретный пример коммерциализации инновационного проекта. Цена сделки превышает затраты в десятки раз. Это означает, что и государство, и ученый получат серьезную прибыль.
В прошлом году НИФ вышел из проекта ГЕОСКАН по производству универсальных каротажных регистраторов для геофизических предприятий. Фонд получил порядка 100 млн. тенге прибыли.
- Как Вы считаете, потенциал казахстанской науки сохранится в ближайшие годы?
- Кадровая проблема существует. В силу объективных причин сегодня слаб приток молодежи в науку. Все, что делается сейчас, создано умами старшего поколения, получившего образование в советский период. Если сейчас не придать этому значение, то через 5-10 лет некому будет работать. Один из способов – формирование лабораторий или научных центров с привлечением частного капитала и создание условий для нормального продвижения науки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.