Проект в Клайпеде
Казахстанская нефтяная компания, предложившая Правительству Литвы сделку, пожелала остаться неизвестнойКазахстанская частная ком...Казахстанская нефтяная компания, предложившая Правительству Литвы сделку, пожелала остаться неизвестной
Казахстанская частная компания готова инвестировать в строительство нефтетерминала в Клайпеде, сообщает информационное агентство «Казахстан сегодня». Министр путей сообщения и коммуникаций Литвы Альгирдас Буткявичюс сказал об этом в интервью литовскому телевидению, пишет газета РБК daily. Стоимость строительства оценивается в $300-400 млн., мощность терминала составляет 6 млн. тонн нефти в год. Литовская сторона выразила заинтересованность в реализации проекта, однако для этого необходимо внести поправки в законодательство страны. По словам г-на Буткявичюса, в Законе о морских портах действует положение, согласно которому стратегические объекты не могут быть построены на частные средства. Если в законодательство будут внесены поправки, то уже в следующем году Правительство Литвы рассмотрит предложение казахстанской стороны. О том, какая из частных компаний выразила готовность инвестировать в строительство терминала, не уточняется ни в одном официальном источнике.
Правительство Литвы поддерживает инициативу бизнесменов и передает соответствующие документы о деятельности порта в законодательный орган республики, сообщает информационное агентство «РЖД-Партнер». Как утверждает издание, директор по маркетингу порта Артурас Друнгилас подтвердил присутствие в порту Клайпеды 14 иностранных компаний. Однако г-н Друнгилас поясняет, что «речь идет о поправках закона о приобретении в частную собственность земли и инфраструктуры проектирующихся участков гавани нового порта Клайпеды, объекты которого будут расположены у входа в канал». По данным Артураса Друнгиласа, новыми проектами являются терминалы по обработке сжиженного газа и перевалке нефтепродуктов. В целом же вся инфраструктура на сегодня остается в государственной собственности, пишет источник.
Выгод у проекта нет
Многие казахстанские и российские эксперты сходятся во мнении, что Казахстан может использовать более выгодные маршруты транспортировки. Как сообщает «Gazeta.kz» со ссылкой на РБК daily, аналитики не уверены в эффективности этого проекта.
Российское издание публикует мнение эксперта ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, который считает проект строительства нефтетерминала в Литве казахстанской стороной нереалистичным. Эксперт отметил заинтересованность Казахстана в диверсификации своих экспортных направлений. Однако порты стран Балтии, на его взгляд, не отличаются низкими тарифами, которые могли бы быть выгодны для казахстанских бизнесменов.
Аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков также выразил сомнение в эффективности проекта. По его словам, проще договориться с «Транснефтью» и поставлять сырье через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), мощность которого планируется увеличить до 67 млн. тонн нефти. Г-н Крюков также напомнил о работе нефтепровода Атырау - Самара, через который нефть поступает в российскую систему нефтепроводов и в дальнейшем может транспортироваться в Литву через Беларусь и Латвию, сообщает «Gazeta.kz».
Казахстанский эксперт Олег Егоров, доктор экономических наук и главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, тоже не видит в данном проекте выгоды для казахстанской стороны. В интервью «Капитал.kz» он выразил мнение, что существует как минимум две причины, которые могут создать препятствия казахстанским бизнесменам. Во-первых, тонкости в законодательстве чужой страны, а во-вторых, отсутствие у частных компаний необходимого для транспортировки объема нефти.
Проблему обеспеченности сырьем и наполнения терминала нефтью отметил и Александр Разуваев, начальник отдела рыночного анализа ОАО «Собинбанк». «Если Казахстан собирается инвестировать в этот проект, то весь вопрос состоит в том, как будет обеспечиваться поставка сырья. Если нефть будет поставляться в необходимых объемах, то строительство терминала должно быть рентабельным», - утверждает эксперт.
Кто же инвестор?
Как сообщают официальные издания, российские аналитики предполагают, что компанией, предложившей Литве строительство нефтетерминала, может быть АО НК«КазМунайГаз». Иного мнения придерживается казахстанский аналитик Олег Егоров. По его словам, государственная национальная компания вряд ли будет заинтересована в приобретении новых зарубежных активов, на сегодня ей достаточно иметь Rompetrol в Румынии. «Среди владельцев действующих месторождений ни один инвестор не будет поставлять нефть в данном направлении», - считает г-н Егоров.
Версия о строительстве нефтетерминала совместной казахстанско-российской компанией, с целью выхода России к прибалтийским портам также не получила подтверждения со стороны экспертов. Если Александр Разуваев еще допускает участие российских компаний в проекте, то аналитик «UniCreditAton» Артем Кончин, напротив, такую схему считает маловероятной.
Как утверждает г-н Егоров, в свое время через Латвию и Литву проходил большой поток российской нефти. Доходность нефтяного транзита для стран Прибалтики можно было оценить в $300 млн. в год, однако когда политические факторы заставили Россию отказаться от прибалтийского направления транспортировки, она построила около Санкт-Петербурга свои нефтетерминалы и полностью отключила этот поток. По словам аналитика, россиянам данное направление не нужно. «У них мощнейшие терминалы около Санкт-Петербурга. Они игнорируют Прибалтику, им это не нужно даже с политической точки зрения, а с экономической – это лишняя трата сотен миллионов долларов. Единственной стороной, которая может получить выгоду от реализации данного проекта, является Литва», - поясняет он.
Выгоды Литвы от реализации этого проекта отметила также Наталья Мильчакова, аналитик ФК «Открытие». «Терминал в порту Клайпеды сравнительно небольшой — около 5,5 млн. тонн и уступает по мощности терминалу Бутинге. Он нуждается в модернизации, поэтому предложение иностранного инвестора могло бы оказаться для Литвы весьма кстати»,- отмечает эксперт в своем интервью РБК daily.
Как сообщает информационное агентство РИА Новости, в последние годы наблюдается бурное развитие порта Клайпеды. С целью его дальнейшего расширения японские специалисты несколько лет назад провели предпроектное исследование и предложили вариант решения проблемы путем создания в северной части, у ворот порта, насыпного причала. Сроки строительства составляют около пяти-шести лет.
Проект этот тормозится по многим причинам, в том числе и из-за протестов местного населения. Однако уже в этом году погрузки в морском порту Клайпеды увеличились на 13%. Как передает Baltic News Service, грузооборот в порту за период с января по август нынешнего года составил 20,644 млн. тонн – на 13,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее значительным был рост погрузок сахарного сырья (увеличились на 75,7%, до 237,9 тыс. тонн), сплавов железа (на 47,9%, до 339,9 тыс. тонн), сельскохозяйственной продукции (на 24,9%, до 6,5 млн. тонн). По данным источника, за сопоставимый период объемы контейнерных погрузок увеличились на 19,6% (в условных единицах TEU) - до 247,5 тыс. единиц.
Стоит отметить, что ряд аналитиков скептично смотрят на бурное развитие Клайпеды как перевалочного пункта нефти и нефтепродуктов. Однако для казахстанских бизнесменов данная тенденция напротив может стать основным поводом для принятия решения о строительстве нефтетерминала в порту Клайпеды.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.