Мировая авиация на грани банкротства
Авиакомпаниям мира пообещали многомиллиардные убытки до конца годаИз-за высоких цен на авиатопливо и нестабильной экономической...Авиакомпаниям мира пообещали многомиллиардные убытки до конца года
Из-за высоких цен на авиатопливо и нестабильной экономической ситуации к концу текущего года мировые авиаперевозчики потеряют более $6 млрд. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на заявление исполнительного директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни. Как считают в IATA, тяжелая ситуация в авиационной отрасли приводит к банкротству десятков авиафирм. Только за первую половину 2008 года свыше 25 авиакомпаний в мире обанкротились или приостановили свою деятельность. К примеру, в США разорилось 10 небольших авиакомпаний, а крупные несут огромные убытки. В России топливный кризис привел на грань банкротства авиационный альянс AiRUnion.
Причиной падения доходов авиаперевозчиков стали резко повысившиеся цены на топливо. В список пострадавших от повышения цен на топливо попали как крупные, так и небольшие авиаперевозчики из всех регионов мира. Напомним, в середине текущего года цены на нефть на мировом рынке рекордно выросли - со $100 до $147 за баррель, что, в свою очередь, привело к значительному удорожанию авиационного топлива. Тонна авиакеросина в июне обходилась европейским перевозчикам в $1270, а американским - в $1300. Стоит отметить, что в России цены на авиатопливо оказались выше общемировых - $1530 за тонну. Стоимость керосина у наших соседей начала расти еще в ноябре 2007 года, и уже к июню 2008 года топливо подорожало более чем на 70%. Чтобы компенсировать расходы, почти все крупные российские авиакомпании в последние месяцы существенно увеличили топливные сборы. Необходимо подчеркнуть, что были повышены тарифы на перелет. Это главным образом и повлияло на снижение пассажиропотока.
По мнению Джованни Бизиньяни, многие авиакомпании рискуют обанкротиться осенью, когда сезонные факторы не способствуют росту выручки. Наибольшие убытки должна понести североамериканская индустрия перевозок, поскольку положение местных авиалиний усложняется финансовым кризисом в США. Отрицательные показатели прибыли ждут также компании Африки и Южной Америки, а вот авиаперевозчикам Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Европы повезет больше, и они ограничатся только снижением прибылей. По предварительным расчётам, в следующем году убытки составят чуть более $4 млрд.
Исполнительный директор одной из крупнейших авиакомпаний мира British Airways Plc Уильям Уолш полагает, что это не предел. По его прогнозам, до конца текущего года обанкротятся еще около 30 авиаперевозчиков. Сама British Airways накануне объявила о ряде мер, которые направлены на то, чтобы сократить издержки авиакомпании в условиях экономического спада. В частности, она намерена уволить более 2000 своих менеджеров, а также повысить цены на авиабилеты. Ожидается, что в 2008 году компания потратит на топливо 3 млрд. фунтов стерлингов, а это на 50% больше, чем в прошлом году.
Сегодня, как считают специалисты, рынок авиационных перевозок стал более открыт для слияний и поглощений. Резкий рост цен на нефть вызвал дополнительные убытки у авиакомпаний, которые стали искать помощи у более крупных игроков рынка. В качестве компаний, способных взять на себя процесс объединения, называют немецкую Lufthansa, франко-голландскую Air France KLM и британскую British Airways.
Нынешняя неблагоприятная рыночная конъюнктура и высокие цены на нефть сыграли плохую шутку с авиационной отраслью. В числе последних жертв кризиса - итальянская авиакомпания Alitalia и скандинавская SAS. Lufthansa может купить оказавшегося в сложном положении скандинавского перевозчика и усилить свои позиции второй по величине авиакомпании Европы. Недаром она постоянно фигурирует среди потенциальных участников сделок по слиянию и поглощению в авиаотрасли. Немцы в свое время интересовались Iberia, подали заявку на покупку государственного пакета австрийской Austrian Airlines, сотрудничают с польской LOT и были в числе претендентов на Alitalia. Что касается итальянского авиаперевозчика, то в данный момент он находится на грани банкротства. В течение последних семи лет убытки Alitalia составили около 3 млрд. евро. С 2002 года компания вообще не получала прибыли. Национальная авиакомпания Италии ежедневно теряет по $1,6 млн.
Несмотря на резкий скачок цен на авиатопливо, национальный авиаперевозчик Казахстана компания «Эйр Астана» показывает достаточно неплохие результаты. Пассажироперевозки выросли на 16%, а количество перевезенных пассажиров составило 1,3 млн. человек. В общей сложности планируется, что к концу года эта цифра вырастет до 2,4 млн. человек. Операционная прибыль составила $322 млн., при этом доходы от пассажирских перевозок увеличились на 26%, а доходы от грузовых перевозок - на 30%. За 8 месяцев текущего года было осуществлено почти 14000 регулярных пассажирских рейсов со средним коэффициентом загрузки - 64%.
Тем временем рынок региональных авиаперевозок подходит к «черте бедности». В прошлом году его объемы составили всего 17%, а за последние полгода – около 14%. По мнению аналитиков, причина – в его, мягко говоря, небольших объемах и устаревшей технике. Стоимость авиаперевозок с каждым годом повышается, а число граждан, пользующихся воздушным транспортом, снижается. По статистике, сегодня всего 5% казахстанцев могут себе позволить активно использовать такой вид перевозок. Основная проблема та же - неконтролируемые темпы роста цен на авиатопливо. Только за первую половину этого года стоимость горючего увеличилась на 50%. Как считают специалисты, это обосновано ростом цен на нефть, большой зависимостью Казахстана от импорта авиатоплива и нежеланием самих нефтеперерабатывающих заводов производить авиакеросин.
В свою очередь из-за дорогого горючего и неэкономичных старых самолетов стоимость полета становится существенно дороже, так как доля топлива в цене авиабилетов составляет около 75%. Сегодня авиаперевозчики надеются на помощь правительства не только в решении своей самой острой проблемы – обновлении авиапарка, но и в регулировании цен на авиакеросин. По мнению президента компании «Як-Алакон» Александра Топорова, высказанного для «Капитал.kz», «необходимо разработать небольшую квоту для внутреннего рынка и сделать дешевым топливо в республике. Так, к примеру, происходит в Арабских Эмиратах и в других странах-нефтепроизводителях».
Устаревшая советская техника – еще одна наболевшая проблема региональных авиаперевозчиков. Приобретение современных воздушных судов - достаточно дорогое удовольствие. Так, цена нового магистрального самолета достигает $30 млн., на вторичном же рынке воздушное судно со сроком эксплуатации не более 8 лет стоит около $10 млн. В этом направлении на отечественном рынке авиаперевозок работает компания «Эйр Астана». Сегодня региональные авиакомпании просто не способны составить реальную конкуренцию монопольному игроку. Причем не только по финансовым возможностям, но и по имеющемуся в наличии авиапарку. Если у компаний второго эшелона средний возраст воздушных судов составляет 20 и более лет, то у национального перевозчика этот показатель на несколько уровней ниже. «Наш воздушный парк состоит из достаточно новых воздушных судов. В среднем возраст казахстанского реактивного парка 5 лет. Этот показатель делает «Эйр Астану» одной из самых молодых авиакомпаний в мире. Мы намерены и в дальнейшем сохранять такие темпы. То есть держать средний возраст воздушных судов не более 6,5 - 7 лет», - говорит президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер.
Осенью текущего года близ Алматы начнется строительство авиационно-сборочного комплекса, который будет заниматься серийным производством самолета «ЯК-58». Этот легкомоторный самолет позволит авиакомпаниям существенно сэкономить на горючем. Например, если «ЯК-40» за час лета тратит чуть более тонны авиатоплива, то за это же время «ЯК-58» – не более 50 литров. Соответственно, автоматически снизится стоимость и самого полета. Как говорят конструкторы, несмотря на то, что будущий «ЯК» отечественного производства уже привлекает внимание зарубежных авиаторов, казахстанским компаниям он обойдется значительно дешевле. «Для казахстанцев это точно будет гораздо дешевле, чем на внешних рынках. Это будет порядка 300 тысяч евро в базовом варианте – шестиместный самолет. Если покупатель захочет опции, то и цена будет увеличиваться. Есть VIP-салон для трех пассажиров, он может быть дороже», - сообщает г-н Топоров. По предварительным подсчетам специалистов, алматинский авиационно-сборочный комплекс окупит себя уже через 7 лет. В первый год работы планируется выпустить 20 единиц техники, в дальнейшем же - довести эту цифру до 200 самолетов в год.
Как считают международные эксперты, если нефтяные цены не начнут снижаться, в самое ближайшее время мировой авиационный рынок будет трудно узнать. К примеру, не останется компаний, работающих в низкоценовом сегменте. А небо будут бороздить самолеты крупных авиационных альянсов с многомиллиардными ежегодными прибылями.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.